В начало
Украина теряет казахский транзит

Украина теряет казахский транзит

Попытка «Укртранснафты» повысить тарифы на южной ветке «Дружбы» вынудила владельцев казахстанской нефти отправлять сырье через Беларусь и Польшу. 400 тыс т  Киев уже потерял, а если не удастся договориться с Астаной, потери могут составить 5 млн т/г. 
В Украине, гордящейся относительной свободой прессы, о разрыве украинско-казахстанского транзитного договора узнали из сообщений подцензурных казахстанских СМИ. Оказывается, «Укртранснафта» в одностороннем порядке разорвала соглашение еще в конце января. Поскольку директор госмонополиста Александр Лазорко был традиционно «недоступен для комментариев», журналисты бросились с расспросами к министру Юрию Продану. Выяснилось, что транзит прекращен по инициативе украинской стороны, которую не устраивают низкие тарифы. Поводом стало несоблюдение казахами принципа «качай или плати», зафиксированного в межправительственном соглашении. Вспомнили о нем через 6 лет после подписания. Ведь для того, чтобы говорить на языке ультиматумов, был нужен повод. Но чтобы так говорить с контрагентами , необходим определенный запас прочности. Между тем, объемы транзита нефти через территорию Украины последние годы стабильно падают – в не самом худшем для «Укртранснафты» 2009 г. транзит сократился на 6% – до 38,4 млн т. А годом ранее объем транспортировки сократился более чем на 20% – «Укртранснафта» потеряла 12 млн т  нефти. Казахстанский транзит с 2003 г. сократился в 2 раза - с 10 до 5 млн т.
Перспективы тоже отнюдь нерадостные: Россия последовательно реализует стратегию перевода экспортных потоков исключительно на свои порты. Вторую очередь Балтийской трубопроводной системы РФ планирует запустить в конце 2011 г. Терминал Усть-Луга с проектной мощностью перевалки 25 млн т нефти в год отберет из южной ветки нефтепровода «Дружба» значительные объемы сырья, которое сегодня поставляется на НПЗ Германии и Польши. В «Транснефти» открыто говорят и о намерении отобрать объемы перевалки у Южного (Одесская обл.). Эти обстоятельства должны стимулировать государственных менеджеров к активным поискам заказчиков, желающих прокачать нефть в Европу. Но украинскую ситуацию осложняет контроль частной компании над государственными нефтепроводами. Кроме того, аффилированные с «Приватом» компании контролируют перевалку нефти в Одесской нефтегавани. В 2008-м «Приват» попробовал использовать в корыстных целях стремление официального Киева запустить нефтепровод Одесса–Броды в северном направлении. Правительству и президенту днепропетровская ФПГ предложила передать управление нефтепроводом своей оффшорной компании. «Привату» была нужна каспийская нефть для НПК «Галичина» и НПЗ «Нефтехимик Прикарпатья». Кабмин Ю. Тимошенко вступил в ожесточенную схватку с Секретариатом президента, чтобы не пустить в «трубу» «Приват». Но уже в июне 2009 г. правительство назначило приватовского менеджера Александра Лазорко генеральным директором «Укртранснафты».
Днепропетровская ФПГ после поражения в борьбе за аверс Одесса–Броды взялась за «Приднепровские магистральные нефтепроводы». Подконтрольный группе Игоря Коломойского Кременчугский НПЗ испытывал недостаток сырья после прекращения поставок из Татарстана. Чтобы получать каспийскую нефть, нужно было развернуть приднепровскую трубу. «Приват» при помощи «Укртранснафты» и с согласия российской «Транснефти» вынудил «Лукойл» перейти на обходной маршрут через белорусский Мозырь и Броды. Компании Вагита Алекперова понадобилось около месяца на согласование нового пути для своей нефти. Казахи справились с аналогичной задачей за несколько дней. Такая оперативность не случайна – Россия стремится контролировать энергетические отрасли соседних государств. Однако главная роль в этой истории принадлежит Украине, за официальными вывесками которой прячется группа «Приват».
Интерес Киева прежде всего в увеличении объемов транзита. Компенсировать потери последних лет за счет повышения тарифов не удастся – у владельцев ресурса есть выбор. Казахстанская нефть на мировые рынки идет и через трубы КТК на Новороссийск, и через Каспий в Баку–Тбилиси–Джейхан. Казахи переваливали сырье и в Одессе, поставляя его в Одессу по "Приднепровским магистральным нефтепроводам" до ноября 2009 г., а также в страны Восточной Европы по «Дружбе». Недовольство «КазТрансОйла» в последний год-два росло вместе с тарифами на перевалку. Попытка «приватовских» менеджеров, управляющих украинским нефтепроводами, поправить положение дел за счет повышения тарифов, стала для казахов последней каплей.
С февраля около 5 млн т  казахстанского сырья будет идти на Гданьск через Беларусь. Этот маршрут длиннее пути через южную, украинскую ветку «Дружбы». Компенсировать потери казахам позволит разница в тарифах на перевалку – в Одессе они в несколько раз выше. В Астане заявляют, что довольны новым маршрутом, а казахская государственная компания «КазМунайГаз» игнорирует призывы украинских чиновников к переговорам о тарифах.. Теперь вернуть казахов в Украину можно только снижением платы за прокачку сырья. Именно так действовали украинские власти в 2007 г., чтобы добиться увеличения объемов транспортировки российской нефти из Бродов на Одессу. Тогда правительство В. Януковича снизило тариф, чтобы российские компании смогли выполнить свои обязательства по объемам прокачки из Бродов на Одессу. И таким образом защитить выгодный России реверс от попыток пересмотра в случае смены власти в Киеве. Теперь официальную позицию страны защищают представител и «Привата», которые убеждены – корпоративные интересы и государственные – одно и то же. Но только в том случае, если совместная с государством деятельность дает прибыль. А вот убытки – это проблема всей страны. В прошлом году работа «Укртранснафты» была прибыльной. Но объемы транспортировки неуклонно снижаются, а расходы по поддержанию инфраструктуры остаются стабильными.
Свою реальную цель в нефтетранспортной отрасли «Приват» тщательно маскирует. Но ее можно определить по тем движениям, которые предпринимаются группой сегодня. Днепропетровская ФПГ традиционно не любит конкуренции. Поэтому работа строится по схеме «максимальное использование госсобственности – монополизация рынка». Сегодня у «Привата» без нефти стоят два «западных» НПЗ. В интересах группы – бесконтрольно распоряжаться всей системой нефтепроводов для поставок той же каспийской нефти. Благовидным предлогом для захвата нефтетранспортной системы может стать идея диверсификации поставок энергоносителей. Ведь под разлагольствования о защите национальных интересов можно значительно дешевле прибрать к рукам стратегическое предприятие.

 

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти