В начало
Тень накрывает бензин

Тень накрывает бензин

Какими будут цена бензина и его качество? Начнет ли государство получать свою долю налогов с топливного рынка или продолжит считать размеры бюджетных потерь? Эти и другие вопросы были рассмотрены в ходе двухдневного слета участников рынка нефтепродуктов в рамках конференции Petroleum Ukraine, состоявшейся 19–20 ноября в Киеве.

Ситуация в отрасли близка к точке кипения, что лишний раз было подтверждено градусом дискуссий и представительским уровнем делегаций. Если кратко, то определенные улучшения на постреволюционном рынке есть, но изменения происходят медленно, а некоторые проблемы далеки от разрешения. Улучшается ситуация в госкомпаниях, но объемы кустарного бензина остаются по-прежнему крайне высокими, убивая легальный бизнес. Направление движения понятно, но решение упирается в анабиоз власти и коррупцию. Цивилизованный бизнес декларирует готовность идти до конца, ведь другого выхода нет — на кону существование этого бизнеса как таковое.

Для топливного рынка центральной проблемой остается огромный теневой сегмент, который объемно хоть и не растет, но с учетом 30-процентного снижения потребления нефтепродуктов доля которого увеличивается. По оценкам "Консалтинговой группы А-95", в 2015 г. объем безналоговых нефтепродуктов составит около 570 тыс. т, или около 25% рынка бензина (в 2014 г. "левого" бензина было около 700 тыс. т, или 20% от потребления). Для государственной казны в текущем году эти цифры означают прохождение мимо кассы около 3,5 млрд грн акциза и примерно такого же объема НДС.

Не увидит держава и ожидаемых средств от введенного в этом году 5-процентного налога с розничного оборота подакцизных товаров. При текущих ценах это гривня на каждом литре, а таких литров будет продано около 6,5 млрд. Но впопыхах придуманная в Минфине норма выписана таким образом, что позволяет уходить от уплаты этого "второго акциза" на вполне легальных основаниях. И это не говоря о том, что на глазах растет абсолютно "черный" сектор — продажа топлива на АЗС мимо кассового аппарата.

Юрий Кучабский (ОККО): «Если не ликвидировать теневой рынок, цивилизованный бизнес умрет уже через год-два»

"Этот налог порождает коррупцию на местах. Многие станции показывают сокращение реализации, просто бьют больше мимо кассы.Есть уже услуга — вызывают специалиста, который устанавливает оборудование: часть идет по кассе, часть мимо", — заявил Юрий Кучабский, вице-президент "ОККО", во время дискуссионной панели "Борьба с теневым рынком нефтепродуктов", в которой приняли участие глава ГФС Роман Насиров, председатель парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина и лидер сети Shell в Украине Халдун Гювенир.

Как ранее сообщало ZN.UA, комитет Южаниной разработал и поддержал законопроект №2388, который снимает разночтения и вводит вместо пятипроцентной ставки фиксированный налог в размере 0,042 евро/л. Однако документ, который сулит увеличение отчислений в местные бюджеты (механизм был придуман на волне разговоров о децентрализации) и очень бы помог правительству и премьеру, был в итоге "сбит"… пропремьерской фракцией "Народный фронт". Деятели этой парламентской силы заявили, что изменения приведут к росту цен на топливо. Хотя 5% от 20 грн/л и 0,042 евро/л являются равными суммами, а замена проводится во избежание путаницы и махинаций с занижением цен. Также никто не отменял принцип перечисления этого налога в местные бюджеты, в чем почему-то усомнился депутат из НФ Юрий Вознюк в своей странной речи при обсуждении законопроекта "под куполом".

Роман Насиров и Нина Южанина уверены в эффективности акцизных накладных как основном методе борьбы с теневым рынком нефтепродуктов

Между тем норму Южаниной однозначно поддерживают в Госфискальной службе. По словам Романа Насирова, начавшийся процесс ухода в "тень" этого налога стимулирует куда более масштабные потери бюджета. "Продажи мимо кассового аппарата стимулируют спрос на бодяжное топливо как таковое, а его производство — это уже потери основного акциза, НДС и других налогов, которые платят при законной продаже топлива", — пояснил глава ГФС.

Такая же поддержка есть и у второго, главного, законопроекта парламентского комитета Южаниной о внедрении электронной акцизной накладной. Инновация заключается во внедрении акцизных накладных при продаже нефтепродуктов и их регистрации в едином реестре. "Эта акцизная накладная будет регистрироваться в системе и позволит покупателю далее реализовывать данный нефтепродукт. В едином реестре будет регистрироваться акцизная накладная только на объем реализованного топлива, не превышающий объем продукта, полученного этим же лицом от контрагента, который тоже ведет учет своих продаж. Проще говоря, ты можешь продать лишь столько топлива, сколько ранее закупил и за которое уплачен акцизный налог", — ранее рассказывала Нина Южанина в интервью ZN.UA (№36–37 от 2 октября 2015 г.).

Характерно, что данную инициативу поддерживают даже оппоненты главы профильного комитета в Минфине, с которыми у Южаниной глубокий спор вокруг налоговой реформы.

"Система учета акциза будет фактически повторять механизм электронной системы уплаты НДС, внедренный минувшим летом и показавший блестящие результаты. Вспомните, как критиковали эту систему, сколько было скепсиса, но в итоге сборы НДС выросли на 30–50%! Каждый месяц 100 млн долл. НДС выходит из "тени" и поступает в бюджет", — заявила Нина Южанина.

В свою очередь, Роман Насиров заверил, что законопроект будет работать. Разумеется, поддерживает документ и Ассоциация операторов рынка нефтепродуктов Украины, при участии которой он был разработан.

Дело за малым — пройти голосование. Нина Южанина сообщила, что собирается лично информировать спикера Владимира Гройсмана и просить его взять "топливные" законопроекты под личный контроль, учитывая их важность.

Между тем глава сети Shell в Украине рассказал о становлении рынка Турции, который также прошел через подобную ситуацию в середине 2000-х. "Мы пришли к выводу, что должна быть либерализация рынка и установление одинаковых правил для всех игроков… Легально работающие турецкие компании поддержали изменения. За нарушения владельца заправки ожидало уголовное наказание. И количество контрабанды и бодяги резко сократилось. В тюрьму никто не хотел. Рынок стал предсказуемым и контролируемым", — рассказал Халдун Гювенир об опыте Турции, где сегодня самые высокие налоги на бензин в мире.

Халдун Гювенир (Shell): «Десять лет назад в Турции была такая же ситуация на топливном рынке, как сегодня в Украине, но государство и легальный бизнес приняли решение объединить усилия для построения цивилизованного рынка»

"Мы одни из крупнейших налогоплательщиков в стране и готовы платить любые ставки налогов, но при условии, что эти же налоги в полном объеме заплатят и все остальные сети АЗК. Чтобы замкнуть систему контроля, мы предлагаем в обязательном порядке оборудовать все резервуары на АЗК уровнемерами (системами автоматического учета объема топлива) и подключить эти уровнемеры к кассам. Тогда налоговая в режиме онлайн будет видеть и поступление топлива на АЗК, и продажи. Цикл замкнется, и сложнее будет делать махинации", — заявил в ходе обсуждения директор по продажам WOG Денис Кудин.

Денис Кудин (WOG): «Мы готовы платить любые налоги, главное, чтобы их платили все»

Бодяга меняет конкуренцию

Еще одним интересным эпизодом стало знакомство участников рынка с новой командой АМКУ, в частности с главой ведомства Юрием Терентьевым и содокладчиком по теме топливного рынка, госуполномоченным АМКУ Валерием Полюховичем. Интервью главы АМКУ изданию ZN.UA накануне форума вызвало большой резонанс в отраслевых кругах.

"Это не сговор в прямом смысле, когда один участник взял и позвонил другому, но это молчаливое согласие. Фактически они согласились не конкурировать между собой по цене. И мы хотели бы увидеть экономическое обоснование этой ситуации, — заявил в том интервью Ю.Терентьев по поводу ситуации на рынке нефтепродуктов. — Мы считаем, что конкуренция по цене между сетями либо очень маленькая, либо не ведется вообще. Что происходит на практике? Заправки устанавливают цены, условно литр бензина стоит 100 единиц. Они действительно внимательно следят за ценами конкурентов, и это нормально. Но когда одна из заправок решает снизить цену со 100 до 95, цену снижают все остальные. Потом, когда кто-то решает снизить стоимость с 95 до 85, все тоже снижают стоимость. Это поведение, в конечном итоге, демотивирует игроков рынка, они видят, что какую бы цену они ни поставили, все поставят точно такую же. Соответственно, зачем снижать цену, если ты по цене все равно не будешь отличаться от своего конкурента" (ZN.UA, №41 от 30 октября 2015 г.).

Усугубил ситуацию В.Полюхович: в своей презентации он показал, что в отличие от цен дизельного топливо, которые в Украине четко повторяют динамику падения цен нефти, стоимость бензина на АЗС этим тенденциям отвечает не так безусловно.

В процессе живого диалога опять пришли к тому, что мнимая и реальная трансформация конкуренции в данной сфере является следствием большого теневого сегмента. По мнению аналитиков "Консалтинговой группы А-95", жесткая привязка к внешним котировкам дизельного топлива объясняется равными условиями конкуренции, так как доля кустарного производства и контрабанды ДТ составляет 2–3% против 25% в бензиновом секторе.

"Как мы можем конкурировать с бодяжниками, если у нас наценка на бензине 2–3 грн, а у них только за счет акциза, помимо этих же 2–3 грн, есть дополнительный запас в более чем 5 грн на литре? Какой мне смысл пытаться конкурировать с ними ценой, это бесперспективно!" — пояснил общую позицию один из топ-менеджеров крупной розничной сети.

По словам Валерия Полюховича, сейчас комитет рассматривает 20 дел на рынке светлых нефтепродуктов, и вскоре могут быть приняты решения. Трагикомичность ситуации в том, что основными фигурантами являются прозрачные цивилизованные компании, торгующие по максимальным на рынке ценам в силу уплаты всех налогов. В то же время те, кто не платит и поэтому имеет возможность торговать некачественным безналоговым и поэтому дешевым товаром, находятся вне поля зрения АМКУ.

Из той же серии и ситуация с крупнейшим игроком рынка — группой "Приват", которая контролирует более 1600 АЗС (25% станций в стране) и в доброй половине областей занимает значительно более 35% рынка продаж. Но данная сеть многолика, работает под разными брендами ("Укрнафта", "Авиас", ANP и т.д.), торгует по одинаковым ценам, принимает одни и те же карты, снабжается одними бензовозами… А теперь основное блюдо: торговлей топливом через эту сеть занимаются 58 компаний, которые, внимание, меняются каждые полгода! Иными словами, даже если АМКУ решит ими заняться, то не имеет ни малейших шансов их наказать. Пока пройдет следствие, этих юрлиц уже не будет "в живых".

Впрочем, пока для АМКУ такого образования даже не существует. "Формальных признаков связи между собой юрлиц, приписываемых "Привату", мы не обнаружили", — сообщил в ходе обсуждения глава антимонопольного ведомства Ю.Терентьев.

Чтобы противостоять недобросовестной конкуренции, в АМКУ призывают участников рынка писать жалобы. "Чтобы что-то починить на рынке, нам нужно получать информацию от вас. Сообщайте о нечестной конкуренции. Также сообщайте о действиях органов власти, которые проводят какие-то действия, нарушающие конкуренцию", — порекомендовал Юрий Терентьев.

Юрий Терентьев призвал активнее жаловаться на недобросовестных конкурентов

Объективности ради отметим, что эффективность работы АМКУ весьма ослаблена малым числом сотрудников. Так, топливным рынком с его оборотами в несколько миллионов тонн и при наличии 6500 АЗС занимаются всего 11 человек.

Резюмируя общение с чиновниками, приходится еще раз констатировать, что в своем нынешнем виде госведомства объективно не в состоянии эффективно управлять и контролировать вверенные им отрасли. Как правило, везде элементарно не хватает людей, а зачастую — и понимания вопроса. В отличие от чиновников, рынок и бизнес меняются очень быстро. Поэтому универсальной рекомендацией для всех без исключения ведомств может быть бессмертное выражение о спасении утопающих. Пишите жалобы на недобросовестных конкурентов, говорят в АМКУ. Сообщайте в налоговую о случаях торговли на АЗС без кассовых аппаратов, просят фискалы. Разрабатывайте законопроекты, давайте готовые проекты решений, мы поддержим, заверяют в Минэнергоугольпроме.

Нельзя сказать, что такой подход плох, но он требует совершенно новой организации отраслевых объединений и общественных организаций. Судя по всему, именно более тесная консолидация бизнеса должна стать основной движущей силой. Рассчитывать можно только на себя.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти