В начало
Сделай же что-нибудь! Рынок требует от чиновников реформы розничного акциза

Сделай же что-нибудь! Рынок требует от чиновников реформы розничного акциза

10 ноября крупнейшие участники топливного рынка провели совместную пресс-конференцию, на которой сделали ряд резких заявлений, назвав саботажем позицию правительства и в частности Министерства финансов в отношении реформирования налогообложения нефтепродуктов и отмены так называемого розничного акциза. Ситуация действительно выглядит странно: перенос акциза с «пистолета» в базовую ставку с дальнейшим расщеплением по местным бюджетам даст суммарный положительный эффект около 8,5 млрд грн в год, но правительственных чиновников это не сильно трогает.

Вице-президент ПАО «Концерн Галнафтогаз» (ОККО) Василий Даныляк:

Мы имеем тенденцию, когда рынок перетекает к «черным» игрокам, а бюджет недополучает значительные суммы. Поскольку эта тенденция продолжается из месяца в месяц, то «белые» компании все меньше и меньше будут платить этот налог в бюджет. Если ничего не изменить, мы можем прийти к ситуации, когда нам ничего не останется, кроме как сдать свои заправки в аренду «нелегалам» и продавать им же топливо оптом.

Мы предложили выход: отменить розничный акцизный налог на «пистолете» и перенести его в базу налогообложения при импорте или производстве нефтепродуктов. Базовый акциз очень хорошо администрируется и у трейдеров просто нет вариантов его не платить. В то же время уплата розничного акциза производится на основе добровольного декларирования, чем многие злоупотребляют.

Розничный акциз наполняет бюджеты местных общин, и мы предложили механизм, согласно которому этот налог будет собираться в центральный бюджет, а потом распределяться между местными бюджетами на основе данных ГФС о продажах топлива в регионах. Это абсолютно рабочая схема. Если мы, сеть ОККО, имеем возможность платить в более чем 260 местных бюджетов, то почему Госказначейство не может платить в бюджеты 2500 местных общин, на территории которых, по статистике, расположены украинские АЗС? Мы живем в век компьютеров и баз данных, все эти перечисления можно сделать автоматически на основе отчетов ГФС. Довольно странно слышать отговорки Минфина о невозможности реформировать систему.

Также отмечу, что местные бюджеты в результате реформы будут получать деньги на 60 дней раньше, так как базовый акциз уплачивается с 20-го по 30-ое число каждого месяца и уже спустя несколько дней деньги могут быть перечислены в регионы. Нынешняя же процедура очень сильно растянута из-за специфики уплаты розничного акциза.

Генеральный директор сети WOG Сергей Корецкий: 

Хочу акцентировать внимание на том, что такой беспрецедентной и искривленной конкуренции на рынке нефтепродуктов не было за всю историю независимости Украины. Преференции или неуплаты, в том числе, розничного налога и других обязательных платежей приводит к существенным ценовым разрывам. Этим пользуются нелегальные участники рынка и т.н. «подзаборники».

Мы видим, что только в Киеве больше половины газовых модулей стоят с элементарными нарушениями всех норм. Количество таких за последние два-три года достигло 450-500 пунктов. Скорее всего, налогов они не платят.

Кроме того, сейчас мы наблюдаем, что на протяжении полугода появляются такие же модули без разрешений, без соответствующих согласований, которые продают дизтопливо и бензины. Если такая тенденция сохранится, то легальный рынок полностью станет в неконкурентное положение с недобросовестными участниками.

Само собой, нормы безопасности и качества нефтепродуктов, которые продают эти нелегальные игроки, достаточно низкие и потребитель рискует не только отдать деньги, с которых не будет уплачен налог, но и рискуют собственной жизнью.

Совладелец сети KLO Вячеслав Стешенко:

Я родился в Киеве и как киевлянину мне больно смотреть на такое количество нелегальных объектов. Мы сейчас с вами живем на пороховой бочке, которая может взлететь в воздух. Эти АГЗП никто не проверяет, им никто не дает разрешения, они никому не нужны.

Этот налог, который они не уплачивают, позволяет откупаться им от проверок. И если мы уберем этот акциз, мы уберем саму мотивацию, сам фундамент, на чем стоят эти АГЗП.

Директор по розничной торговле «АМИК УКРАИНА» Кястутис Разгайтис:

Я выходец из Литвы и хочу поделиться европейским опытом налогообложения. Такого налогообложения, в частности налога на розницу, нет ни в одной из стран ЕС.

Когда-то в Литве, больше чем 15 лет назад, существовал подобный налог, но правительство поняло его неэффективность и вовремя его исключило путем увеличения основной акцизной ставки.

Поэтому мы призываем правительство оценить эту ситуацию и найти пути решения этой проблемы, в частности отменить этот розничный акциз.

Начальник юридического департамента Группы компаний «SOCAR Украина» Михаил Третьяков:

Наша компания крайне обеспокоена сложившейся ситуацией. Наше предприятие является компанией со 100% иностранными инвестициями, вкладывая деньги в экономику Украины, как и любой другой инвестор, рассчитывает на единые прозрачные и справедливые для всех правила работы.

В реальности мы же имеем абсолютно иную ситуацию, когда сотни нелегальных заправочных газовых модулей появляются не только в столице, но и в других городах Украины. При этом власть фактически бездействует. Более того, происходит саботаж инициатив, которые направлены на борьбу с такими деструктивными явлениями, как розничный акцизный налог.

Подумайте, мы строим безопасные высокотехнические комплексы, инвестируем миллионы на проектирование, получаем разрешительную документацию, в то время, когда наши недобросовестные конкуренты покупают оборудование сомнительного качества, обходят все существующие стандарты по экологии, градостроительные ограничения, и по сути, мы имеем следующее: несоизмеримость затрат и невозможность честно конкурировать с нелегальным рынком. И речь тут не только в акцизном налоге, но и НДС, и налоге на прибыль, который не платится из-за отсутствия у них кассовых аппаратов.

Также здесь можно говорить о коррупции, потому что такие игроки обладают значительной сверхприбылью, которая в большей мере распределяется между чиновниками, «крышующими» эти точки продаж. Так же мы имеем хаотичную и не контролируемую застройку с нарушением всех строительных норм и как финальный результат, угрозу техногенной катастрофы. 

Президент Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук:

В начале этого года мы подняли вопрос о том, что из-за перекоса нужно что-то делать с этим акцизом и перевести его в базовую ставку. Поначалу все шло хорошо, у нас был единственный оппонент – Ассоциация городов Украины, которая не понимала и думала, что у местных бюджетов отнимают деньги. Но, когда мы им объяснили и показали механизм, как это все будет происходить, они стали на нашу сторону. И мы считали, что препятствий больше не существует, однако Министерство финансов по сути отказывается от дополнительных 8,5 млрд грн доходов в бюджет и становится на жесткую позицию противодействия.

Почему это произошло? Мы до сих пор теряемся в догадках.

Я лично не могу объяснить, почему ведомство, отвечающее за наполнение бюджета «против» его наполнения, когда все «за»?

Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн:

Существующая система налогообложения привела к появлению огромнейшего теневого сегмента на топливном рынке, который с каждым днем все увеличивается. Это вы можете видеть по количеству нелегальных АГЗП, которые стали уже, наверное, таким же символом Киева, как и каштаны.

Сегодня у нас новая проблема – вслед за сжиженным газом мы видим растущее количество точек незаконной реализации дизельного топлива. Эта проблема себя еще покажет, и я уверен, что если сегодня не предпринять радикальных шагов, рынок полностью погрузится в «тень». Мы имеем огромную черную воронку в виде торговли без кассовых аппаратов, которая вовлекает в себя все больше новых объектов и создает условия и соблазны для реализации «левого» ресурса, который все еще есть на рынке.

Что касается Минфина, то чиновники видимо не знают или не помнят, что именно усилиями Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины была выписана и внедрена электронная система администрирования акцизного сбора, которая начала работу 1 апреля 2016 года. В этом году «теневой» рынок бензина, по нашим оценкам, сократился вдвое, до 200 тыс. т. Опыт успешного внедрения реформ у трейдеров есть, и такой же эффективной будет и реформа розничного акциза.

 

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти