После трагедии на нефтебазе БРСМ в Василькове в июле 2015 г. по Киеву прокатилась волна, снесшая нелегально установленные газовые заправки. Но человеческая память коротка, и чиновничья машина сноса нелегалов быстро забуксовала. Демонтированные АГЗП вернулись на свои места, а киевские чиновники залегли на дно в ожидании местных выборов. Между тем эта напасть не только грозит техногенными катастрофами, но и наносит государственному и киевскому бюджетам многомиллионные убытки.
Дороговизна бензина в 2014–2015 гг. спровоцировала максимальную популярность пропан-бутана, что, в свою очередь, привело к появлению множества автогазозаправочных пунктов (АГЗП). Эпицентром их сосредоточения стал Киев — крупнейший в стране рынок этой альтернативы бензину. Автостоянки, промышленные зоны, гаражные кооперативы, подворотни "спальных" массивов — газовые бочки заполонили все. И все бы ничего, если бы не одно "но": абсолютное большинство новоявленных станций работает с вопиющими нарушениями. По сути, состоялся масштабный самозахват земли владельцами нелегальных АГЗП.
Схема проста до гениальности. На любом приглянувшемся месте устанавливается моноблок в составе резервуара и топливораздаточной колонки, здесь же из подручных материалов сооружается подобие операторской. Электроснабжение зачастую обеспечивается таким же пиратским образом — от ближайшего столба. Надлежащих средств пожаротушения, кассовых аппаратов, туалета хотя бы для персонала и прочих атрибутов подобного бизнеса на таких АГЗП, как правило, нет.
Ударными темпами
Первые "дырочники" или "подзаборники", как на отраслевом жаргоне называют самовольно установленные газовые заправки, были замечены на украинском рынке еще в 2010 г., однако массовым это явление стало в 2012–2013 гг. Первопроходцем в построении такой сети стала кременчугская компания "Кременьпропангаз", которая в Киеве работает под брендом "Барс 2000". Мощный админресурс в высших сферах государственной власти (это название на рынке употребляют в сочетании с именем бывшего главы ДУСи Андрея Кравца) и хорошие отношения с небезызвестной компанией "Газ Украина-2009" позволили развить целую сеть таких станций в столице.
Впрочем, смена власти в 2014 г. не помешала "Барсу" развиваться. Параллельно в эту сферу активно вошли другие сети — "Спецтранссервис", Smart, LP Gas, а также многочисленные "ноунеймы". "На рынке появились люди, которые еще год назад не знали, что такое сжиженный газ", — говорит один из участников рынка, отмечая, что вход в этот бизнес стоит всего 20–30 тыс. долл., которые возвращаются владельцу в течение двух-трех месяцев.
Несмотря на очевидные нарушения при строительстве АГЗП, власти упорно игнорировали проблему. Даже взрыв сжиженного газа на незаконно эксплуатируемой АЗС компании "БРСМ-Нафта" в Переяславе, унесший жизни пяти человек, практически не повлиял на ситуацию и отношение чиновников к проблеме строительства незаконных АГЗП. Как у нас часто водится, внеплановым проверкам подверглись лишь легальные участники рынка.
Желающих торговать газом значительно прибыло во второй половине 2014 г., когда начал действовать мораторий на проверки малого и среднего бизнеса — особый предмет гордости наших власть имущих. В бойких местах "шлепали" по два АГЗП в неделю. На столичном проспекте Григоренко протяженностью 3 км разместилось семь (!) "дырочников", и еще два места явно проявляли признаки скорого появления двух дополнительных объектов.
В апреле 2015 г., когда популяция нелегалов увеличилась до критического уровня, Киевский горсовет создал специальную комиссию по вопросам размещения автозаправочной инфраструктуры. Всего комиссия насчитала в столице около 250 моноблоков, 80% из которых размещены с очевидными грубыми нарушениями.
Дело шло ни шатко ни валко: депутаты размышляли, как наладить "диалог с бизнесом" и попробовать перевести его в легальное русло.
Несчастье помогло
Только после трагедии на нефтебазе БРСМ в Василькове в борьбе с нелегалами появилась конкретика. За полтора месяца работы было демонтировано более 20 объектов. Некоторые станции пришлось сносить с привлечением силовиков. Но были и такие, кто решил ретироваться самостоятельно — от греха подальше.
"Дырочники", в свою очередь, выстроили линию обороны — создали свою ассоциацию, начали вести пропаганду в СМИ. Основная линия защиты — передел рынка, уничтожение малого бизнеса, дающего киевлянам низкие цены на сжиженный газ. Между тем экономия на сервисе "подзаборных" заправок эфемерна, о чем будет сказано ниже.
В результате программа по борьбе с нелегалами заглохла сама. Случилось это после того, как ее идейный вдохновитель, депутат Киевсовета Виталий Даниленко был задержан по подозрению в получении взятки. Подробности пока не разглашаются, однако участники рынка не исключают, что депутату могли "помочь". В пользу этой версии говорит полная тишина в комиссии КГГА: депутаты, произносившие страстные речи на ее заседаниях, поспешили залечь на дно, очевидно, опасаясь судьбы инициативного коллеги.
Подозрительная "слепота"
Сегодня деятельность комиссии КГГА по размещению АЗС и АГЗП фактически парализована, большинство недавно демонтированных АГЗП вернулись на прежние места. Ситуация возвратилась к этапу июня 2015 г.: единичные демонтажи, продолжающиеся по инерции, заканчиваются возвращением нелегалов на прежнее место через несколько дней.
При этом в лексикон чиновников вернулась привычная им с начала 2015 г. риторика (стилистика): "у нас мораторий", "объект не зарегистрирован — не понятно, кого проверять и наказывать", "мы отправили запросы и ждем ответа", "продолжается проверка", "это не по нашей части" и т.д.
Самое распространенное нарушение — отсутствие документов на земельные участки, что так привлекало внимание киевских депутатов. Юристы отмечают, что срок за самозахват земли составит, как минимум, пять лет заключения. Аналогичные сроки фигурируют в делах об эксплуатации без согласования объектов повышенной опасности. Плюс судьи явно накинут за несанкционированные подключения в электросеть и другие коммуникации.
В итоге очевидно, что "бизнес" на нелегальных АГЗП хоть и краткосрочно окупаемый и даже прибыльный, но крайне опасный — получить срок можно на каждом шагу: от неповеренной колонки до игр с акцизным сбором и самозахватом земли. Причем список "грехов" виден невооруженным глазом, и по каждому из них дает четкий подход к закрытию опасных для граждан и бюджета объектов.
Деньги на ветер
Но самое интересное, что для киевских властей ликвидация нелегального рынка сжиженного газа (тех самых незаконно установленных АГЗП) будет означать резкое увеличение налоговых поступлений в городской бюджет. Очевидно, что многие "дырочники" работают без кассовых аппаратов. газовая заправка_4 По разным оценкам, объем продаж мимо кассы составляет от 70 до 95%.
По разным оценкам, объем продаж мимо кассы составляет от 70 до 95%. По оценкам Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Украины, за восемь месяцев 2015 г. одного только розничного акциза столичный бюджет недополучил на сумму около 100 млн грн.
И напоследок — о выгоде автовладельцев, которые, как они считают, экономят на низких ценах нелегальных станций.
Как говорят специалисты "Укрметртестстандарта", им неизвестны случаи, когда операторы моноблоков проходят поверку раздаточных колонок на точность налива. По сути, это означает, что за меньшие деньги потребитель получает и меньшее количество пропан-бутана.
Автомобильные форумы однозначно подтверждают эту версию, так как проезжаемое расстояние на полном баке при заправке у "подзаборников" намного меньше, чем на легальных комплексах. Недоливы, отсутствие в цене всех налогов и мизерные инвестиционные вложения — причина условно демпинговых цен на сжиженный газ на нелегальных АЗС. Все это как раз и говорит о дороговизне их продукта для государства и общества. Но разве это кого-то волнует, если потери — они где-то там, а скидку в гривню на литре дают здесь и сейчас?
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти