В начало
Панч от СОКАРа

Панч от СОКАРа

SOCAR явил 60-й АЗК в Украине. Компания так сильно хотела создать флагманский объект, что строила его долго даже по меркам SOCAR — порядка двух лет. Весной 2019 года работы оживились, и только к концу лета инкрустированная  LED-панелями АЗК зажгла свою стелу. Соцсети моментально захлестнуло чекинами киевских лидеров мнений. 

На украинском рынке объекты с подобной претензий можно пересчитать по пальцам. В то же время их появление определяет тенденции на рынке на несколько лет вперед. Да и будем откровенными с собой — это элемент красивой игры мускулами операторов, о которой стоит писать отдельный обзор. Когда борьба за клиентов ведется на эстетическом и технологическом фронтах, а не в закрытых кабинетах.

Если посмотреть на последние 10 лет истории рынка, можно жирными мазками собрать вехи этой борьбы.

Началось все с того, что SOCAR вышел на рынок c первым премиум-комплексом. Он моментально перезагрузил восприятие дизайна и качества наполнения АЗК.

ОККО не заставили себя долго ждать и парировали ребрендингом и стремительным лидерством по количеству качественных ресторанов при АЗК.

В ответ на это WOG взялся за кофейную доминацию. Вспомните то время, 5-6 лет назад: для жителей не крупных городов хороший кофе был доступен только на заправке, как бы фантастически это ни звучало сегодня.

SOCAR очень быстро утер нос конкурентам станцией «на Дружбы». Столица всегда была MainStage для конкуренции. Однако их комплекс в центре города стал культовым местом. Заправить машину «на Дружбы», помыть машину «на Дружбы», покурить кальян (!) «на Дружбы» стало частью урбанистического лайфстайла для обеспеченной молодежи столицы. По-сути, SOCAR создал АЗК-бутик и preparty клуб одновременно в центре города. 

В 2014 году WOG в Нарубайском (Одесская область) открыл комплекс, который был способен не только обслужить, казалось бы, весь грузовой транспорт, направляющийся в черноморские порты, но и показал зубы в части сопутствующих сервисов, американской кухни и освеженного за много лет дизайна.

На той же Одесской трассе спустя три года ОККО поженила авторскую кухню с быстрым сервисом, став неформальным лидером предпочтений на острове придорожного сервиса Умань-Ладыжинка.

Наконец, пришло время для нового панча от SOCAR.

Все же городской

Это не трассовый АЗК. Столичное шоссе в Киеве - это часть окружного маршрута, а также начало трассы на Черкассы и Днепр. Однако в первую очередь это начало двух коротких магистралей - Новообуховской и Старообуховской. Обе дороги ведут к элитной недвижимости и загородным торгово-развлекательным комплексам. А это значит, что АЗК находится на маршруте регулярного движения своей целевой аудитории. По этому направлению перемещаются в том числе два последних президента Украины. Действующий, как помните, хорошо знаком с кухней SOCAR, хоть и считает донер шаурмой. 

Новообуховское шоссе - также место паломничества велосипедистов. Качественная дорога с широкой обочиной позволяет проводить длинные тренировки поклонникам все более популярных в Украине триатлона и велоспорта. К сожалению в SOCAR проигнорировали этот факт, паркинг для велосипедов был бы сильным ходом именно в этом месте..

Из конкурентов на пути: Shell, сделавшая довольно посредственный рестайлинг в прошлом году, и еще более невыразительный Grand Petrol, единственным «конкурентным преимуществом» которого до сих пор остаются самые высокие цены на рынке. Также рядом, так и не дождавшаяся ребрендига оранжевая станция GLUSCO и старушка ANP.

Полигональный

Иными словами - трехмерный. Таково новое слово азербайджанского бренда в визуальном стиле. Выпуклые острые формы нашли отображение как в базовых элементах экстерьера, так и в мелочах. К примеру, в кофейных стаканах, форме стульев и мусорных баков.

Коралловый индастриал

За 9 лет SOCAR успел пережить ребрендинг. Станции почернели вследствие переосмысления брендбука материнской компанией. Вместе с этим доминирующим стилем в оформлении стал индустриальный. Арт-бетон, металлоконструкции, небрежно покрашенные в черный цвет, яркое лед-освещение, напоминающее продолговатые лампы на предприятиях, цельно проявились на станциях вблизи Житомира в 2014 году.

За 5 лет подход не поменялся. Все те же решетки, балки, бетон и снова бетон. Все тот же черный цвет. И — вот неожиданность — яркие розовые, фиолетовые, коралловые, синие пятна, заливающие улицу с цельного экрана-стелы, с панелей над колонками. Цвета более чем трендовые. Как минимум два из палитры были выбраны главными институтом цвета Pantone в 2018 (ультра фиолетовый) и 2019 (коралловый) годах. 

Лакшери

«SOCAR — это не про бизнес!» Такое утверждение о больших затратах, при которых не стоит цель отбить вложения в той или иной интерпретации, приходилось слышать десятки раз. От станции к станции это чувство только усиливается. Если раньше удивляла дороговизна оформления АЗК в целом, потом пол из-под ног вышибали отдельные элементы — например, плазмы в уборных, то на новой станции таких триггеров много.

Вот, например, новейший терминал для бесконтактной оплаты.

Вот индустриальный пылесос Karcher по цене газового моноблока.

Вот LED-панели с прогнозом погоды и курсом валют над каждой ТРК.

Вот стильный обменник. Сокаровцы привыкшие к премиальной маржинальности – вот и курс соответсвующий.

Ну и, наконец, сантехника. Когда-то WOG прорвал кофейный фронт благодаря дорогостоящим швейцарским кофемашинам самообслуживания Franke. SOCAR пошел дальше, поставив писсуары этого производителя. 

Представители компании неоднократно в личном общении парировали обвинения в неоправданной роскоши выбранных ими решений: «ОККО или WOG ставят польскую сантехнику и через полтора года меняют ее из-за того, что та разваливается. Мы платим изначально больше, но по факту экономим».  

Впрочем, как показывает украинский рынок, расписать все в золото, стать спонсором всего на свете, называясь международным брендом, недостаточно для того, чтобы тебя выделяли. 

Но если это все не про бизнес, то зачем тогда?

Миссия

Азербайджан. Бизнес этой страны - ее лучшая визитка. Станции SOCAR построили более глубокое знание о стране для массовой аудитории, чем любая реклама, политическая и просветительская деятельность азербайджанских ГО. Посетителям АЗК очевиден посыл - каков он, Азербайджан - богатый, гостеприимный, вкусный.

Идентификацией насыщены многие элементы. Флажки Азербайджана у поваров на кителе, считывающаяся со стены история нефтедобычи на Каспии.

Или этот национальный ковер-экспонат.

Кухня — слабое место

Оператору удается удивлять новыми визуальными решениями, сервисами, качеством обустройства АЗК. На этом фоне кухня стагнирует. Здесь креатив выразительно очерчен границами национальной кухни. И за 9 лет она претерпела только косметических изменений. Да, она высокого качества. Да, точно имеет своих верных поклонников. Тем не менее, возможности конкурентов намного шире: итальянская, американская, паназиатская, авторская европейская. Новые тенденции легко адаптируются под новые концепты, но не у SOCAR. 

Хотя создатели пытаются что-то привнести в устоявшуюся линейку. Вот, к примеру, появилось фермерское мороженное.

Топливо лишнее

Начинка станции настолько хороша, что, находясь на ней, сложно избавиться от ощущения, что все топливные элементы здесь - просто элементы дизайна.  И гости соответствующие.

Но все же пару слов по топливо.

Газовая ТРК выделена отдельно. На SOCAR за газом заезжают либо не за газом, либо гурманы с известным только им инсайдом о качестве этого топлива. Сам резервуар спрятан под землей, что реализовано далеко не на всех станциях сети.

В остальном без новостей.

Уже с первых дней очевидно, что станция будет пользоваться популярностью, а некоторые решения будут осмыслены конкурентами, и значит - впереди новый виток увлекательного противостояния в украинском ритейле. С нетерпением ждем ответа зеленых.

 

От редакции enkorr

При всей прогрессивности сети Socar она параллельно является иллюстрацией отсутствия какой-либо политики в сфере размещения АЗС, а также социальной и экологической ответственности у бизнеса.

В свое время enkorr сообщал, что для строительства комплекса Socar на Бориспольском шоссе были вырублены тысячи деревьев, при этом необходимость комплекса нулевая — на 16 км этой стороны трассы было расположено четыре АЗС — ANP, AMIC, Formula, Shell. На въезде в Борисполь —еще три: 2 WOG и KLO.

Новый комплекс на Столичке вновь поднимает ту же проблему. Во-первых, недостатка в станциях нет. Еще на этапе стройки вызывало недоумение размещение объекта, на который с основной трассы крайне неудобный и небезопасный заезд. Больших проливов здесь не будет, а значит окупаемость комплекса может и не наступить. По имеющимся данным, только земельный участок обошелся компании в $700 тыс. Во-вторых, новый комплекс стенка в стенку стоит с комплексом Glusco. Зачем две заправки на 50 м? При этом начинает появляться некоторая ясность в том, почему подрядчик ОККО два года назад столкнулся с проблемами при строительстве своего комплекса (титушки, камеры и т.д.), участок под который отведен на 100 м дальше по ходу движения. Тогда протесты объясняли расположением на территории заповедника. Однако комплекс Socar стоит там же! Интересно, введен ли он в эксплуатацию?

По последним данным, очередной комплекс Socar — на съезде с Южного моста в сторону Борисполя – также будет размещен вплотную к комплексу AMIC.

Интересно, если бы украинская компания захотела вырубить деревья и построить автозаправочный комплекс в Баку возле действующего объекта Socar или любого другого, дали бы? Взывать к властям Киева бесполезно, с ними давно все понятно, но должна же быть социальная и экологическая ответственность у компаний, которые, к тому же, являются национальными.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти