В начало
Назад в будущее

Назад в будущее

В Украину стали возвращаться «политические», которые уже вовсю пытаются догонять прежний «режим». 

Одним из возвращенцев стал и топ-менеджер группы «Приват» Александр Лазорко — бывший глава компании «Укртранснафта», оперирующей нефтепроводной системой страны и на 100% принадлежащей НАК «Нафтогаз Украины». О серьезности настроя Александра Ивановича говорит тот факт, что уже на следующий день после прилета он подал три заявления в легендарный Окружной административный суд Киева, а впоследствии довел число обращений до тринадцати.

На публику «приватовец» повторяет риторику Игоря Коломойского по поводу «Приватбанка» — о принципиальной необходимости восстановления справедливости и честного имени. Но при детальном изучении поданных им и его адвокатами документов оказывается, что параллельно Лазорко не прочь полноценно восстановиться в должности (как и Коломойский не прочь, помимо справедливости, получить материальную сатисфакцию). Одновременно в Верховном суде «ожило» дело Лазорко, припадавшее пылью последние полтора года. С чего бы это?

Благие намерения

18 мая 2019 г. Министерство внутренних дел сняло Александра Лазорко с розыска, в котором он находился с сентября 2015-го, когда покинул Украину и... обосновался в одной из самых дорогих столиц мира Лондоне.

Дело экс-руководителя «Укртранснафты» вела СБУ, подозревавшая его по четырем эпизодам: незаконная выкачка технологической нефти из магистральных нефтепроводов; подписание противоправных и антигосударственных соглашений на хранение нефти со структурами «Привата»; незаконные (чрезмерные) расходы на страхование в ПАО «Укртранснафта»; резервирование нефтепровода Кременчуг—Одесса компанией «Синтез Ойл» (связана с «Приватом»).

По данным из открытых реестров известно, что, несмотря на четырехлетнее отсутствие, экс-руководитель судится с «Укртранснафтой» с первого дня своего увольнения: 11 августа 2015 г. он подал иск в Голосеевский суд столицы, требуя отменить решения собрания акционеров и менеджмента «Укртранснафты» о своем увольнении. 

И небезуспешно: отклонив ряд требований экс-менеджера, суды признали, что его контракт в 2012 г. должны были подписать не на три года, до 10 августа 2015-го, а на пять лет, как предусмотрено уставом нефтетранспортной компании, то есть до10 августа 2017 г. К таким же выводам пришел и Волынский горрайонный суд, решение которого, правда, впоследствии было частично отменено в апелляционной инстанции.

Но были и «отягощающие» обстоятельства. Несмотря на решения судов, к выполнению своих обязанностей Лазорко не приступил. Причина банальна — его физически не было в Украине.

Кроме того, зная скверный нрав «Привата» и, главным образом, следуя реформе корпоративного управления, в мае 2015-го понятия «правление» «Укртранснафты» и «председатель правления» были упразднены. Вместо них была создана дирекция во главе с генеральным директором, напрямую подчиненным главе «Нафтогаза». (Как это отразилось на топ-менеджерах компании, теперь уже называющей себя группой «Нафтогаз Украины», — тема отдельной статьи, и не одной).

Осенью 2015-го в соответствии со всеми процедурами генеральным директором «Укртранснафты» в ходе открытого конкурса был избран Николай Гавриленко.

К слову, в этом конкурсе участвовал и Лазорко, который… не смог прийти на собеседование, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Словом, неясно, куда должен был прийти восстановленный судами в несуществующей уже должности председателя правления АО «Укртранснафта» Александр Лазорко.

Принципиально важно другое: контракт с А.Лазорко прекратил действовать 10 августа 2017 г. Уже середина июля 2019-го. Максимум, на что может рассчитывать экс-менеджер, так это на финансовую компенсацию за вынужденные прогулы с 2015-го по 2017 г. Но как показали последние события, Лазорко и его покровители считают иначе.

Жажда реванша

Сразу по возвращении в Украину Лазорко, как сказано выше, начал штурм Окружного админсуда Киева. Одно упоминание этого суда в контексте группы «Приват» заставляет задуматься. Это тот самый суд, который недавно признал незаконной национализацию «Приватбанка». Интересы бывших акционеров банка представлял Андрей Богдан, о «везучести» которого в Окружном и Хозяйственном судах Киева ходят легенды. Дальнейшие события не оставили сомнений в намерениях Лазорко и его кураторов.

Сразу было подано шесть идентичных заявлений об обеспечительных мерах до подачи иска. Такая практика обычно используется с целью выбора истцом нужного судьи среди тех, кого определит автоматическая система отбора. Когда система выбирает «нужного» судью, остальные иски отзываются.

Что же требовал Лазорко, который, казалось бы, получил максимально возможное — продление своего контракта до 2017-го? В качестве основной обеспечительной меры Лазорко просил суд запретить генеральному директору госкомпании «Укртранснафта» Николаю Гавриленко… выполнять свои обязанности. Также он просил остановить действие решений государственных регистраторов, которыми менеджмент госкомпании был наделен соответствующими полномочиями по осуществлению оперативного управления.

Вслед за шестью идентичными заявлениями от Лазорко последовало восемь идентичных исков, в которых по сути требовали «обнулить» назначения всех глав «Укртранснафты» после Лазорко, и таким образом последний мог стать действующим главой компании.

Но что-то пошло не так. 12 из 13 обращений суд рассматривать не стал. Решение по одному из исков от судьи Руслана Арсирия (№640/10563/19) по состоянию на 5 июля неизвестно.

Судья Марина Бояринцева в решении о возврате иска отметила очевидное «злоупотребление истцом процессуальными правами». «Истцом в период с 11 по 21 июня подано пять исковых заявлений с аналогичными требованиями, которые в дальнейшем были им отозваны. Указанное свидетельствует о злоупотреблении истцом процессуальными правами», — говорится в определении суда от 26 июня.

Судья Шейко, оставивший иск Лазорко без движения, отметил, что истец объясняет пропуск сроков исковой давности политическим преследованием, но при этом не предоставляет ни единого доказательства.

Очевидно, Лазорко получил неожиданный отпор в суде, который принято считать лояльным к «Привату». Конец? Вряд ли.

Как только свое слово сказал Окружной админсуд, пыль с дела Лазорко внезапно решил сдуть Кассационный гражданский суд в составе Верховного суда. 3 июля 2019 г. он приступил к рассмотрению заявления Александра Лазорко о восстановлении в должности главы «Укртранснафты». Дело будет рассмотрено коллегией из пяти судей в порядке упрощенного производства без уведомления (вызова) сторон и на основании уже существующих в деле материалов. Отметим, что это дело лежало без движения с конца 2017-го.

Что будет рассматривать суд? Все сроки исковой давности по подобным трудовым спорам истекли еще в 2017-м… По имеющимся данным, адвокаты Лазорко пытаются донести до судей, что их клиент не знал о ходе всех событий. Хотя документы из открытых реестров говорят о том, что по этому же вопросу в рассматриваемый период те же адвокаты активно работали по заданию своего клиента, то есть были полностью осведомлены.

Итак, «Приват» нацелен на восстановление контроля над нефтетранспортной госмонополией, которая находилась в безраздельном пользовании этой группы с 2009-го. Есть ли у суда неопровержимые доказательства в пользу подобных исков «Привата»? Маловероятно, а точнее, нет. Понятно и то, что для принятия подобного решения у суда нет ни малейших законных оснований.

Никто не забыт, ничто не забыто

В своих исках Лазорко указывает только на процессуальные нарушения при увольнении, а не на фактические. Напомню, что же стало истинной причиной его отстранения в марте 2015 г., а впоследствии и увольнения в августе 2015-го. Если кратко, то это полная вовлеченность госкомпании в нефтяной бизнес «Привата».

Ночью 19 марта 2015 г., когда Игорь Коломойский с вооруженной охраной занял офис «Укртранснафты» (когда были сказаны те памятные слова в адрес журналиста Сергея Андрушко из «Радио Свобода»), был подписан договор на размещение безотзывного депозита в Приватбанке на сумму около 2 млрд грн. Эта схема использования средств госкомпании практиковалась из года в год. Миллиарды государственных гривен питали банковский бизнес «Привата», а не государственный бюджет в виде дивидендов.

За семь лет работы Лазорко компания ни разу не пересматривала тарифы на транспортировку нефти по внутренним маршрутам, где крупнейшим клиентом является «Приват». Тем самым госкомпания фактически дотировала частную нефтепереработку. По данным народного депутата Виктории Войцицкой, за счет заниженных тарифов на прокачку только в 2013–2014 гг. нефтетранспортная компания «помогла» «Укртатнафте» на 420 млн грн.

После отстранения Лазорко летом 2015 г. «Укртранснафта» заявила о глубокой убыточности внутренней перекачки нефти и добилась увеличения тарифов более чем в семь (!) раз.

Последней же каплей стала операция по выкачке в 2014-м технологической нефти и ее размещению на НПЗ «Привата» в Кременчуге, Надворной и Дрогобыче. И если выкачку нефти на участке Лисичанск—Кременчуг еще можно было хоть как-то объяснить рисками ее хищения сепаратистами, то зачем было опустошать нефтепроводы на Западе страны? Также неизвестно, зачем Лазорко расторгнул договор о бесплатном хранении нефти и добровольно согласился платить «Привату» 100 тыс. долл. в сутки. В итоге госкомпания в судебном порядке оспорила эти договоры, но при этом была вынуждена заплатить за хранение около 1 млрд грн.

Это лишь самые крупные мазки, эпизодов поменьше не счесть: это и переработка нефти на НПЗ «Привата» с рентабельностью 0,38–3,66% в 2012–2014 гг., и перевалка «белорусской» нефти в порту «Пивденный» с привлечением «левых» компаний, и закупка нефтепродуктов в сети «Авиас», и разворот нефтепровода Одесса—Кременчуг, вследствие чего остановился Одесский НПЗ, как со временем и транспортировка нефти в обратном направлении…

Не удивительно, что после кадровых перемен 2015-го «Укртранснафта» в корне преобразилась, став намного более эффективной для своего акционера — государства. Например, за последние три года компания выплатила дивидендов больше, чем за все время своего существования с 2000 г. (см. рис.)

Пока сложно представить, как все может вернуться вспять. 

За последние четыре года система корпоративного управления в НАКовских предприятиях изменилась до неузнаваемости. Кадровые решения проходят многоступенчатую прозрачную процедуру, открытый конкурс, Кабмин, независимый набсовет НАКа и ее правление. И вместо всего этого новый руководитель госкомпании может появиться благодаря одному судебному решению. Но, как известно, группа «Приват» в судах неоднократно делала невозможное возможным.

Появление Лазорко жирной линией перечеркнет одну из немногих реформ в стране, за которой следит вся Европа. 

Весьма пикантно будут выглядеть и Владимир Зеленский вместе с главой своего офиса Андреем Богданом, публично дистанцирующиеся от Игоря Коломойского и его бизнес-интересов.

фото: УНИАН

ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти