В начало
Кураж-демонтаж

Кураж-демонтаж

В начале августа в Киеве произошел весьма интересный инцидент: на АЗС Shell нагрянули неизвестные, средь бела дня попытавшиеся слить сжиженный газ с емкости под предлогом программы демонтажа нелегальных АГЗП, продолжающейся в столице. До сих пор не выясненные личности ретировались сразу после вызова полиции, а прибывший наряд квалифицировал событие как ограбление. Непонятно, на что рассчитывали демонтажеры, однако их действия нанесли очередной удар по и без того сомнительной репутации столичных властей, а разбор ситуации еще раз поднимает на поверхность больные вопросы перед участниками процесса.

Не прокатило

5 августа на АЗС Shell, расположенную по ул. Братиславской в Киеве, прибыло несколько автомобилей, в том числе 40-кубовый газовоз TollGas. Пока газовоз «швартовался» к газовому модулю на заправке, микроавтобус Volkswagen перекрыл въезд на станцию. Группа поддержки расположилась в четырех легковых машинах. Все как на активизировавшихся в последнее время демонтажах нелегальных АГЗП.

«В это время люди в темной одежде и форме, похожей на военную, отвлекали внимание персонала АЗС внутри магазина – рассматривали товары на полках, покупали фаст-фуд и т.п.», – сообщила Shell в пресс-релизе.

Менеджер по связям с государственными органами компании «Шелл в Украине» Юлия Завалишина сообщила, что прибывшие оперативно начали подготовку к откачке газа, отказавшись предоставить хоть какие-то документы. «Более того, они пытались откачать газ с нарушением процедур безопасности», – сообщила OilNews Завалишина.

По ее словам, злоумышленники покинули территорию АЗС только после того, как сотрудники заправки позвонили в полицию. «На станцию приехали две группы реагирования патрульной полиции, которые вызвали следователя, поскольку незаконное присвоение чужой собственности является криминальным правонарушением. По факту попытки ограбления АЗС был составлен протокол», – резюмировала менеджер.

Камера на заправке зафиксировала номера газовоза – ВІ1787ХО. То есть газовоз тот же, что работает на демонтажах нелегалов по подряду КП «Благоустрий». «Фольц» T4 с номерами «Майдан», неоднократно замеченный на демонтажах, также зафиксирован на Братиславской. Примечательно также, что модуль по ул. Братиславская, 48 фигурирует в списке «Благоустрия» на демонтаж, однако бренд там указан как «неизвестный».

Официальной позиции городских властей относительно инцидента пока нет. Более того, в Департаменте благоустройства КГГА, который курирует демонтаж АГЗП в Киеве, об инциденте услышали от OilNews и категорически открестились от какой-либо причастности к произошедшему. «Главное лицо – инспектор КП «Киевблагоустрий». Он располагает всеми документами и именно он в первую очередь контактирует с персоналом демонтируемого модуля. Если инспектора нет, значит, это не санкционировано властями города», – говорит сотрудник департамента.

Кручу верчу?

Что делали подрядчики «Благоустрия» на АЗС Shell и почему они ретировались при вызове полиции – не единственный вопрос, который снова возникает в контексте действий КГГА на рынке сжиженного газа. Как формируется список АГЗП, а потом и очередность демонтажа – главные вопросы.

Самый очевидный пример – «Барс-2000». Аксакал нелегального рынка долгое время чудным образом увиливал от демонтажа, а все снесенные модули в рамках показательной «порки» были возвращены в тот же день. Не лишним будет напомнить, что немалая часть «Барсов» стоит на парковках, принадлежащих коммунальному предприятию «Киевпарксервис».

Каким образом в список попала станция Shell? «Компании Shell не было известно об объектах, которые попали под демонтаж КП «Благоустрий», – сообщила  Ковалишина. – Отметим, что наша компания как прозрачный участник рынка, который придерживается законодательных требований, стандартов безопасности и высшего качества, имеет все необходимые документы для законного функционирования газовых модулей на АЗС Shell».

Зная фанатизм Shell относительно соблюдения различных регламентов и требований, даже предположить, что при установке этого модуля хоть на миллиметр были нарушены какие-либо правила, не получается.  Но даже если компания нарушила неизвестные ей нормы, почему до сих пор не выдано предписание на устранение нарушений?

В списке бренд станции на Братиславской, 48 отмечен как «неизвестный». Инспектор не смог идентифицировать бренд Shell, или, может, в лесополосе Братиславской действительно скрылся другой, «неизвестный» модуль? Так или иначе, факт грубого нарушения всех правил, справедливо обозначенный как грабеж, остается.

В списке «Благоустрия», кстати, еще есть станция SOCAR на Луговой (бывший Onio), однако в компании по этому поводу выразили недоумение. «Станции SOCAR, в том числе и газовые модули, работают с соблюдением всех правил и регламентов, – сообщил директор по розничной торговле Socar Energy Ukraine Игорь Орлов. – Никаких предписаний от коммунальных служб мы не получали».

Не понятно, на что рассчитывали горе-демонтажеры на Shell, но будь это не брендовая станция, а один из многочисленных подзаборников, вероятно, идея со сливом газа под видом коммунальщиков могла бы пройти. Слухи о подобных визитах «братков» на газовые станции  уже приходилось слышать, однако подтверждения они пока не нашли.

Кто, где, почем?

Второй большой вопрос – отсутствие прозрачного механизма очищения рынка. Кто, как и на каких условиях демонтирует? Дело это хоть и важное, но крайне небезопасное. Тем не менее даже легальные демонтажи нередко напоминают гангстерские налеты из кино о «лихих девяностых». С одной стороны, очевидно, что церемониться с этими товарищами особо и не стоит. С другой же стороны, пока не понятно, что мешает делать это прозрачно хотя бы с технической точки зрения.

«Все знают, что есть серьезное противодействие со стороны нелегалов, и как только становится известно, что следующим сносят какого-то авторитета, технический подрядчик отказывается ехать. Мы предоставляли свою технику «Благоустрию», но они вернули ее через неделю за ненадобностью. А потом снова пели о том, что не могут никого найти на эти работы», – рассказал руководитель крупной киевской сети.

Справедливости ради нужно отметить, что корчевать подзаборников в июле стали активнее. Но и возвращаться нарушители стали быстро. Говорят, участились случаи, когда за снесенными бочками никто не приезжает, а на их место просто ставят новые. В результате создается хаос, в котором появляются такие налеты, как на Shell.

Затянувшееся решение проблемы с нелегалами с каждым днем разъедает авторитет столичных властей. Во-первых, против играет ретроспектива: за два года бюджет понес баснословные потери, а конкуренция на рынке практически убита. Значит ли это, что исполнительные власти не справились со своей функцией? Конечно, значит.

А во-вторых, настораживает постоянная пробуксовка, с которой проблема движется к своему решению. Источники в КГГА уверяют, что вопрос нелегальных АГЗП уже в числе первоочередных на повестке дня. И в то же время реальных движений или хотя бы их четких предвестников не видно. Недавно созданы комиссии в КГГА и Киевсовете, однако ни в первом, ни во втором случае никакой активности не замечено. А пока чиновники собираются мыслями и думают, с какой стороны подойти к вопросу, пейзажи столицы пополняются новыми нелегальными станциями, в том числе и дизельными, суля бюджету новые потери.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти