В начало
Куда делись 3,5 трлн российских нефтедолларов?

Куда делись 3,5 трлн российских нефтедолларов?

За время правления Владимира Путина Россия получила $3 500 млрд ($3,5 триллионов) нефтедолларов. Эти деньги куда-то делись. Реальные золотовалютные запасы России составляют около $200 млрд, из которых $25 млрд (свыше 10%) ЦБ потратил в последние две недели 2014 г. для того, чтобы те госкомпании, которые попали под санкции, могли подешевле купить валюту для выплаты долгов. А всего крупнейшие компании и банки России, многие из которых возглавляют люди из окружения Путина, задолжали Западу $610 млрд.

Чтобы понять эпичность произошедшего, давайте не будем сравнивать современную Россию с процветающей Америкой или динамично развивающимся Китаем. Сравним Россию с авторитарной петрократией под названием «Абу-Даби».

Суверенный фонд Абу-Даби, ADIA, составляет около $770 млрд. Кроме него есть еще Аbu Dhabi Investment Council – $90 млрд и Mubadala – $60,9 млрд. Доходность ADIA за 30 лет инвестиций составила в среднем 8,3%.

В 2009 г. в Европе свирепствовал финансовый кризис. В том же 2009 г. Абу-Даби объявил об инвестициях в инфраструктурные проекты в Египте в размере $30 млрд, купил 38% Cepsa (второй по величине испанской нефтедобывающей компании) за $16 млрд, приобрел 9% Daimler за $2,4 млрд, а также контрольный пакет AMD (второго по величине после Intel производителя компьютерных чипов), вложил $1,7 млрд в недвижимость Малайзии, заключил сделку по строительству LNG-терминала на $1,5 млрд английских фунтов с британской компанией Petrofac, учредил четыре private equity funds для скупки компаний в Африке и на Ближнем Востоке, стал одним из крупнейших акционеров General Electric (GE), купил 50% сети бутиковых отелей Kor Hotel Group (сумма сделки не разглашалась), а также заключил сделки с Rolls Royce, Sikorsky, Казахстаном и пр.

В 2014 г. ADIA продолжает инвестировать в австралийскую инфраструктуру, китайскую недвижимость, в Бразилию, Мексику и Южную Африку.

Спросим себя, во что инвестировала в это время Россия?

Ответ заключался в том, что, в отличие от Абу-Даби, Россия не инвестировала, а пилила. На Олимпиадах, трубопроводах, ГЛОНАСС, фантастических проектах по созданию национальной микроэлектронной базы и пр.

Государственная нефтяная компания Абу-Даби называется ADNOC. Вопрос: сколько у ADNOC долгов? Ответ: их практически нет.

Напротив, внешний долг российских компаний, как я уже сказала, составляет $610 млрд (в 2009-м он составлял 420 млрд).

Напомню вам, что институт государственного долга существовал далеко не всегда. В частности, в том числе из-за отсутствия института государственного долга погибла Римская империя. Проблема Рима заключалась в том, что все государственные расходы покрывались из текущих налогов, механизма взятия в долг не существовало. Поэтому, когда на империю со всех сторон навалились варвары и понадобились деньги для уплаты войскам, эта операция в рамках тогдашней финансовой системы оказалось неразрешимой.

Когда государственный долг начал возникать – в итальянских коммунах и почти одновременно в феодальных монархиях, то причина этого долга была, естественно, одна – война. Что, в общем, было разумным. Государству во время войны требуются экстраординарные расходы, которые оно, хотя бы теоретически, способно возместить в мирное время.

К концу ХХ века госдолг стал общепринятым социальным институтом, и львиная его доля в демократических государствах уходит на социальные выплаты, что, конечно, внушает тревогу. Если государство занимает деньги на выплату пенсий, то непонятно, в чем здесь форс-мажор и что в будущем может произойти, чтобы этот долг был погашен из чего-нибудь, кроме новых заимствований.

Но, тем не менее, долги демократических стран – это долги, в которые государство влезло из-за избирателей. У петрократий типа Дубая или Абу-Даби долгов практически нет.

Россия при Путине в этом смысле оказалась совершенно уникальной страной. Получив $3,5 трлн нефтедолларов, она не только умудрилась их куда-то бесследно ухнуть, но и ее компании и банки задолжали $610 млрд.

Притом что себестоимость добычи нефти повысилась с $2 в «Юганск-нефтегазе» при Ходорковском до $35 в «Роснефти» при Игоре Сечине. Притом что мы стали строить трубопроводы по цене вдесятеро (!) больше китайской. Притом что добыча «Роснефти» упала в 2014 г. на 7%, а «Газпрома» – на 11%.

Почему падает рубль? По очень простой причине.

Потому что люди, которые освоили 3,5 трлн долл. и заняли еще 610 млрд, люди, которые знали, что они живут за счет Запада в три конца: потому, что они продают нефть и газ на Запад, потому, что они занимают на Западе, и потому, что все свои гигантские проекты по зарыванию денег типа «Северного» и «Южного потока» они осуществляют под предлогом снабжения Запада, – эти люди еще вытирали о Запад ноги и считали, что они могут это делать бесконечно.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти