В 2015 г. у национального оператора нефтепроводного транспорта ПАО “Укртранснафта” начался новый этап. После шести лет работы государственной компании как части бизнеса группы “Приват” держава вернула себе контроль над нефтепроводной монополией. Разрыв с прошлым был болезненным и продолжается до сих пор.
Тем не менее уже первый год жизни в новом статусе показал эффективность перемен. Показал он также и то, насколько дорого обходится государству коррупция в нефтегазовой сфере. “Укртранснафта” оказалась выбита с рынка транспортировки и сегодня ищет возможность вернуться на него.
До 2014 г. основные государственные нефтегазовые компании находились под “кураторством” провластных группировок и олигархов. В 2009 г. компанию “Укртранснафта” возглавил ставленник группы “Приват” Александр Лазорко. Зачем днепропетровской группе этот актив?
Как сказал в одном из интервью Игорь Коломойский, “Укртранснафта” — это кровеносная система нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли, где “Приват” занимает ведущие позиции. Он контролирует крупнейшую нефтедобывающую компанию “Укрнафта”, а также нефтеперерабатывающие заводы в Кременчуге, Надворной и Дрогобыче.
Контроль над нефтетранспортной системой — важный элемент безопасности бизнеса. Этот контроль имел и вполне осязаемое финансовое наполнение.
Все ходы записаны
После отстранения Александра Лазорко в компании “Укртранснафта” впервые в ее истории был проведен аудит с помощью международных специалистов.
Первый же аудит Delloite за 2014 г. выявил, что вместо показанной в 2013 г. прибыли в 313 млн грн. нефтетранспортная компания получила убыток 54 млн грн.
В частности, в 12 раз была занижена стоимость технологической нефти, в результате чего не был уплачен налог на прибыль в 1,5 млрд грн. Как теперь можно констатировать, одной из ключевых задач “Привата” в компании “Укртранснафта” было удержание низких тарифов на перекачу нефти, что ощутимо повышало доходность нефтяного бизнеса днепропетровской группы.
Иначе как объяснить то, что несмотря на общеизвестный рост тарифов и прочих затрат в последние шесть лет, г-н Лазорко даже не заикался о пересмотре тарифов, чтобы снизить убытки возглавляемого им предприятия.
По данным народного депутата Виктории Войцицкой, вследствие заниженных тарифов на прокачку только в 2013-2014 гг. нефтетранспортная компания продотировала “Укртатнафту” на 420 млн грн.
Летом 2015 г. “Укртранснафта” добилась через НКРЭКУ увеличения тарифов на прокачку нефти более чем в семь раз. Однако в транспортной компании говорят, что это все равно не обеспечивает прибыльную работу нефтепровода, снабжающего “Укртатнафту”.
Еще одним способом заработка компании “Укртранснафта” времен Александра Лазорко были несвойственные нефтетранспортной компании операции. За период его работы “Укртранснафта” переработала более 300 тыс.т нефти.
Согласно внутренним документам компании, в 2012 г. рентабельность этих операций составила
3,66%, в 2013 г. — 0,38%, в 2014 г. — 1,29%. Кто же заработал?
Нефть перерабатывали заводы “Привата”, полученные из нее нефтепродукты продавали заправки “Привата”, а нефтепродукты на экспорт переваливали в портах “Привата”. ПриватБанк открыто кредитовал данные программы.
Огласку также получил тот факт, что более 2 млрд грн. ПАО “Укртранснафта” были размещены на депозитах в ПриватБанке. После окончания срока действия депозитных договоров весной 2016 г. эти средства были переведены в госбанки.
Это лишь крупные мазки на картине многолетней эксплуатации госкомпании, тогда как и эпизодов поменьше выявлено немало.
Заточенная нефть
Самым же громким проектом, который в итоге подвел черту под работой г-на Лазорко и “Привата” в госкомпании, стала выкачка технологической нефти из нефтепроводов и ее размещение на заводах “Привата” в 2014 г.
Сделано это было под предлогом спасения государственных ресурсов от сепаратистов на востоке, хотя одновременно была выкачана нефть и из нефтепроводов на западе страны, в частности из нефтепровода “Дружба”, что впоследствии обернулось большими проблемами для единственной прибыльной магистрали компании.
В итоге 385,4 тыс.т нефти были размещены в емкостях компаний “НПК-Галичина”, “Укртатнафта” и “Нефтехимик Прикарпатья”. Эйфория от спасения нефти быстро сменилась суровой реальностью. С февраля 2015 г. все три завода установили тариф на хранение 6,4 грн. за 1 т в день, или $100 тыс. в день.
Согласно проведенным ПАО “Укртранснафта” исследованиям, стоимость хранения нефти в европейских портах колеблется в диапазоне EUR1-3 за 1 т нефти в месяц, тогда как у “Привата” эта услуга стоит около EUR7 по текущему курсу и более EUR8 по курсу 2015 г.
После смены менеджмента оплата по договорам прекратилась, а их действие закончилось 1 мая 2015 г. Однако “Приват” считает договоры рабочими, ведь нефть группа не отдает, требуя оплаты долга по подписанным Александром Лазорко договорам.
В ходе трех судебных процессов, в которые оказалась вовлечена госкомпания, “Приват” пытался взыскать 784 млн грн. в качестве долга за хранение.
И хотя “Укртранснафта” смогла выиграть суды, доказав незаконность заключенных г-ном Лазорко договоров, нефть остается в резервуарах “Привата” и, судя по всему, будет оставаться там еще долго. После завершения всех судов “Укртатнафта” вновь обратилась в суд с целью взыскать с госкомпании 950 млн грн., рассчитав стоимость суточного хранения по ставке 9,6 грн./т.
“Мы будем настаивать на разумном разрешении этого вопроса, поскольку понимаем, что нефть находилась на хранении определенное количество времени на заводах. Вопрос качества и количества этой нефти еще будем рассматривать.
Мы понимаем, что хранение необходимо оплачивать. Но у каждой услуги есть своя цена. Цены на хранение 1 т нефти в 300 грн. в месяц я нигде не видел”, — заявил генеральный директор ПАО “Укртранснафта” Николай Гавриленко в одном из интервью.
У разбитой трубы
История с технологической нефтью стала последней каплей, терпение властей закончилось и весной 2015 г. Александр Лазорко был отстранен от руководства компанией.
Результат последовал незамедлительно: в 2015 г. чистая прибыль составила 1,1 млрд грн. (0,82 млрд грн. в 2014 г.). “Укртранснафта” заявила, что по итогам 2015 г. выплатит в бюджет 1 млрд грн. дивидендов, что превысит суммарный объем ее дивидендов за все предыдущие годы существования.
Однако финансовые потери вследствие шестилетнего нахождения госкомпании в частных руках ничто по сравнению с утраченным временем. Во-первых, работа Александра Лазорко ознаменовалась минимальными капитальными вложениями, которые с 2007 г. по 2014 г. сократились в 20 раз — со $100 млн до $5 млн.
Во-вторых, поскольку компания обслуживала частные, а не государственные интересы, она выпала из международного рынка. Износ основных фондов в комплексе с уходом грузовладельцев на другие направления, а также кризис в украинской нефтедобыче и нефтепереработке привели к обвалу объемов перекачки, которые сократились более чем вдвое — с 38,5 млн т в 2009 г. до 16 млн т в 2015 г.
На то есть и объективные причины, как, например, переориентация Россией своих потоков на собственные порты.
Но потеряно еще не все, считают в компании “Укртранснафта” и отмечают, что есть перспектива транспортировки азербайджанской нефти по нефтепроводу Одесса — Броды и далее по нефтепроводу “Дружба” на НПЗ Чехии.
Объединение усилий с европейскими нефтепроводными операторами может открыть путь к новым получателям азербайджанской нефти в Европе, к которым сегодня она поступает по длинному пути через средиземноморские порты.
Верят в ПАО “Укртранснафта” и в проект создания на базе морского нефтяного терминала “Южный” перевалочного комплекса нефтепродуктов с постройкой железнодорожной эстакады как для топлива, таки для “колесного” сырья.
И бизнесовая составляющая в этом деле не основная: после потери Феодосийской нефтебазы государство не имеет собственной морской перевалки, которая могла бы служить резервным путем поступления нефтепродуктов в случае форс-мажоров с традиционными источниками поставок.
“С учетом потребности внутреннего рынка и возможности транзита объем перевалки в модернизированном терминале может составить около 3 млн т в год”, — уверен Николай Гавриленко.
Наряду с проектами развития, стоит вопрос и использования огромной неработающей части нефтепроводов, многие из которых не имеют шансов когда-либо вернуться к работе, но продолжают отвлекать средства на свое содержание.
Отчасти это тоже следствие многолетнего отказа государства от управления своим активами. Точно определить цену таких потерь сложно, понятно одно — она огромна.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти