В начало
Холостой выстрел газом

Холостой выстрел газом

С точки зрения истории решение о введении пошлин на российские нефтепродукты смело можно назвать революционным – это первый случай на практике, а логика решения назрела давно. С точки зрения эффекта протекционистские меры пока влияют на рынок не сильно. Если пошлина на ДТ как-то взбодрила оператора трубопроводных поставок, то заградительный налог на сжиженный газ, скорее всего, не даст никаких результатов кроме роста цен для конечных потребителей.

Итак, с целью ослабить позиции РФ в Украине, с 1 августа Кабмином введена взыматься пошлина на сжиженный углеводородный газ (СУГ) российского производства в 1,75% таможенной цены. С 1 октября ставка вырастет до 3%. С самого дела пошлиной на сжиженный газ не заладились: первоначальное постановление содержало один лишь товарный код, на который приходилось до 2% поставляемого из РФ газа. Ни официально, ни кулуарно удар в штангу представители власти не признали – об исправлении дилетантской ошибки в комментарии под постом в Fcebook сообщил представитель президента в Кабмине Андрей Герус.

Сразу отбросим разговоры о «снятии нерыночной маржи» и т.д.: заграждение призвано повысить цену российского товара до уровня, когда эту позицию будет выгодно завозить с альтернативных направлений. Это значит, что средний уровень цен на рынке повысится на 100% любой пошлины.

Вопросов к введенной пошлине очень много. Первый из – стратегический, а именно какие источники будут питать украинский рынок автогаза по мере желаемого снижения поставок из РФ?

Россия имеет все инструменты для создания кризиса на украинском рынке автогаза, поэтому снижение ее влияния на столь социально чувствительный сектор обсуждалось давно.

Кругом Россия

Совсем недавно, в июне 2019 г., мы имели показательную встряску, которая показала дает возможность судить о реальной возможности заместить российские поставки в длительной перспективе.

Много надежд традиционно связано с Казахстаном. Сегодня «Тенгизшевройл», крупнейший в стране производитель, поставляет в Украину по годовым контрактам до 35 тыс. т газа ежемесячно. Эта американско-казахстанская компания, крупнейший производитель СУГ в Казахстане ­ реальная альтернатива РФ. С другой стороны, это крупное предприятие с громоздкой системой принятия решений и выстроенной сбытовой политикой. Предыдущие попытки украинских операторов нарастить отгрузки в свой адрес пока не увенчались успехом.

По словам украинских трейдеров, другие казахстанские поставщики также не располагают свободным ресурсом. Вообще, затраты на транспорт газа из Казахстана в несезон могут превышать цену продажи, поэтому казахи тяготеют к более приближенным стабильным рынкам.

Не стоит сильно рассчитывать и на дополнительный ресурс «сябров». Белорусские внутренние производители неоднократно говорили, что их отгрузки в Украину уже близки к максимальному уровню. Перегрузка российского ресурса на белорусских терминалах с осени 2018 г. заблокирована, а казахский ресурс там выгоден только в условиях мощного роста цен в Украине.

Совсем немного российского газа могут перенаправить в Украину поляки. В этом плане показательным был июль 2019 г.: даже когда цены в Польше опустились на $ 100/т ниже украинских котировок, поставка СУГ из Польши ограничилась незначительными для Украины объемами. «Обвал цен в Польше увеличил сильно поставки в Украину с этого направления. Этот канал стал влиятельными в масштабах западного региона, но не всей страны.», - считает директор «Оптимус LPG» Владислав Скирский. По его словам, пока поставки из Польши носят ситуативный характер, поскольку ценовая конъюнктура не всегда складывается в пользу польского ресурса. Переговоры о формате возможного долгосрочного сотрудничества с польскими поставщиками еще продолжаются.

В сезон из РФ приходит около 47 тыс. т автогаза. Не более половины из них можно теоретически заместить наращиванием отгрузок из Казахстана, Беларуси и Польши. Однако все эти подсчеты можно выбросить в урну, ведь в теории все возможные сухопутные каналы поставки автогаза в Украину находятся в руках РФ. «Ну что значит взять и перекрыть транзит казахского газа?! Это невозможно!», - сокрушались трейдеры, радуясь приходу «Тенгизшевройла» в Украину. Оказалось, что можно, и в июне ТШО объявила форс-мажор по части контрактов из-за отсутствия добра Минэкономразвития РФ на транзит газа в Украину.

Не вызывает сомнения практически полная зависимость от «старшего брата» белорусов. Чего только стоит тот факт, что крупнейших оператор жд-перевозок в Беларуси – российская компания. Вряд ли можно рассчитывать и на поляков, ведь при необходимости транзитные объемы для Украины запросто будут вычислены и обрезаны.

Другими словами, при желании проучить новую украинскую власть и создать кризис в социально чувствительной отрасли у РФ есть все инструменты. Например, на последний день июля так и не было разрешения на поставку сжиженного газа «Лукойла». Не то, чтобы это сильно повлияет на рынок в моменте, однако сигнал неприятный.

Не будет лишним сказать и о явно опрометчивом включении решении включить в список подпошлинных кодов бутан, используемый для переработки на нефтехимических производствах. Оценили ли побочный эффект инициаторы «косметической» пошлины – не известно.

Вровень с морем

Второй в списке, но, наверное, первый по важности вопрос – размер пошлины. Почему 3%, а не, скажем, 4% или 5%? Чем обоснован размер налога?

Единственным реальным запасным аэродромом для Украины остаются морские поставки, и повышение цен на 3% практически не скажется на их привлекательности. По мнению GT Group Владислава Колодяжного, было бы логичным ввести маневренную пошлину, ежемесячный размер которой зависит от основных ценовых индикативов и уравновешивающий цену газа с разных направлений. «Таким образом можно откорректировать и обьемы, поступающие с разных направлений в общем структуре поставок СУГ, и достигнуть идеальных равновесных значений, создать устойчивый запрос на морские инфраструктурные проекты, и сбалансировать ценовые перекосы с другими продуктами, вместо прямого увеличения акциза», - считает трейдер.

Значительно повысить диверсификацию поставок мог бы терминал, способные принимать крупные танкера. Стоимость ресурса в таких партиях значительно ниже, чем в маломерных судах.

Как показывают расчеты GT, размер пошлины такого формата может колебаться в достаточно широком диапазоне - от 0 до $150/т. Статистика показывает, что в 2018-2019 г. морские поставки были дороже российского ресурса в среднем на $50-70/т, хотя и непродолжительные периоды, когда «море» было даже выгоднее.

Но даже если наш рынок станет привлекательным для морских поставок, остаются серьезные инфраструктурные вопросы. Даже отбросив корпоративные нюансы (монополию группы «Приват» в сфере морской перевалки), остается вопрос существенной ограниченности украинской наземной инфраструктуры. «Арбитражное окно» широко распахнулось в июне, однако «Приват» смог разгружать не больше одной лодки на 4 тыс. т в неделю. С учетом реальной картины наличия ж/д-цистерн Одесса и Ильичевск могут принять не более 40 тыс. т в месяц. Это очень оптимистичный подсчет.

Еще порядка 5 тыс. т в месяц при благоприятной ценовой конъюнктуре может принять малая перевалка Orange в Николаеве, столько же может выдать комплекс в Измаиле. Итого 45-50 тыс. т. В сумме с небольшими альтернативными сухопутными маршрутами перспективный объем находится в районе необходимого значения.

В прочем, в руках у властей есть и более доступные инструменты повышения поставок с моря. Речь о стоимости судозаходах в украинские порты и тарифах на использование портовой инфраструктуры. «Затраты на заход небольшого танкера в украинские порты на 20-30% выше, чем в порты Турции, Болгарии или Румынии. Для больших лодок Украина дороже вдвое», - говорит Роман Румянцев директор группы Orange Oil, которая поставляет ДТ и СУГ с моря.

Еще большее поле для деятельности и на суше. Если действуют скидки на перевозку грузов в порты, то почему бы не принять аналогичные меры для перевозок из портов? Учитывая, что объемы перевозок СУГ из портов сегодня ничтожны, «Укрзализныця» явно не потеряет от понижения тарифов.

Тем временем, в сумме с дисконтом на судозаход можно добиться снижение логистических затрат на $10-12/т. Почему не начать с этих простых шагов – очень серьезный вопрос к властям.

Еще более действенный способ поменять схему снабжения страны - строительства терминала, способного принимать большие суда. Разница цены тонны в малоразмерных суднах, которые способны принять украинские порты, и 30-тысячнике составляет $8-10/т. Хороший пример: имея морскую границу с РФ, Турция активно импортирует газ из США - экономика больших лодок позволяет это делать.

При этом газовая перевалка – далеко не космический проект. Стоимость комплекса нужной мощности составит около $20 млн, а сроки сооружения в доступных площадках не двух лет. Это по силам не только «Нафтогазу», имеющем у Пивденном подходящую площадку, но и крупным частным трейдерам. Для этого им нужно четко понимать, что стоимость российского ресурса будет в паритете с морскими партиями хотя бы 5-7 лет. Разумеется, 3%-ная пошлина не уравновесит источники, для этого нужны более существенные барьеры.

***

Как уже многократно было сказано, находясь в близости к крупным производствам СУГ в России, для Украины этот ресурс всегда будет самым выгодным. Очевидно, что без ведения заградительных мер ситуация не поменяется, и диверсификация поставок останется красивой строкой в стратегии развития рынка Министерства энергетики. Идею пошлины на российский автогаз поддерживают многие трейдеры: это позволит и поднять цены, сократив разрыв с бензином, и поменять схему снабжения страны.

С другой стороны, необходимо трезво оценить потенциальный побочный эффект такого шага, ведь ответ заграждаемых оппонентов может принести много хлопот украинцам в общем, и властям в частности. Очевидно что утвержденная в размере 3% никакого диверсификационого эффекта не возымеет, хотя цены на этот размер и подрастут на 20-30 коп/л.

Опыт с пошлиной стал первой активностью новой власти на рынке нефтепродуктов, и пока назвать ее логичной и прозрачной не получается. Характер ошибок подсказывает, что это связано с непрофессионализмом властей (настоящий бич нашего времени) и нежеланием общаться с участниками рынка.

ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти