В начало
Химанализ на глаз, или Игра в дурака-2

Химанализ на глаз, или Игра в дурака-2

Вопросы качества топлива продолжают будоражить общественность. Частота пресс-конференций на эту тему в течение месяца просто зашкаливает. Последний круглый стол 16 июля провел «Киевский клуб автомобилистов» (ККА) в лице его главы Максима Головина. На встречу прибыли представители заправочных сетей, экспертное сообщество, а также полтора десятка журналистов.

Общение с лидером киевской автомобильной общественности оставило горький осадок непрофессионализма народных контролеров, а также примитивности суждений и неосознание последствий громких заявлений. История новоявленного клуба, а также цели деятельности его и его спонсоров также пока остаются крайне туманными.

Сенсационная тема – «10 из 10 образцов топлива не соответствуют ГОСТу 2001 года» привлекла на встречу около 15 журналистов, в том числе несколько телекамер. В розданном пресс-релизе, как и в предыдущих заявлениях, ККА не указывались названия АЗС, на которых вскрылись несоответствия. По требованию присутствующих инициатор встречи их озвучил. Выяснилось, что в объектив Клуба попали как крупные бренды – ОККО, WOG, «КЛО», Shell, «ТНК» («Гепард»), «Авиас» и «БРСМ-Нафта», так и «Талисман», имеющий неоднозначную репутацию на рынке.
На глаз
Не понятно, на что рассчитывали ребята из ККА, но неправдоподобные результаты анализов позволили участникам мероприятия без труда поставить их под сомнение. Абсурдные формулировки, путаница в показателях и прочее явное «плавание» в теме – все это очень бросалось в глаза журналистам даже общего профиля.
«Для нас качество топлива – это вопрос номер 1. Это имидж компании, – небезосновательно возмутился директор департамента маркетинга сети ОККО Василий Дмытрив. – Мы первая компания, которая перешла на евростандарты на рынке Украины – и тут обвинения в том, что мы не соответствуем старым стандартам, это смешно!».
Согласен с коллегами директор по маркетингу ООО «Золотой экватор» (сеть АЗК WOG) Виталий Леончук. По его словам, путем таких информационных «вбросов» у потребителя формируется мнение, что бодяга везде, а значит, незачем платить больше на АЗС крупных компаний.
«Мы (крупные сети, –  OilNews) в первую очередь страдаем от некачественного топлива, которое продают мелкие сети. Они могут себе позволить продавать их по более низким ценам», – считает В. Леончук.
Впрочем, корни сенсационных результатов удалось быстро выяснить. Как оказалось, сама процедура отбора проб, проведенная ККА, не имеет ничего общего с установленной ДСТУ 4488:2005 «Методы отбора проб». Никаких актов или подтверждений соответствия регламенту у организаторов не нашлось.
«Весь процесс фиксировался журналистами», – пытался аргументировать М. Головин, не указав, впрочем, названий упомянутых СМИ.
В общем, во что, как и откуда забирали пробы – непонятно. Из доказательств заборов ККА удалось предъявить только чеки, на что присутствующие отреагировали улыбкой.
Не удалось Клубу и подтвердить аккредитацию УНДИ «Учебный центр химотологии и сертификации горюче-смазочных материалов и технических жидкостей», проводившей анализы. Например, в распространенном ООРНУ пресс-релизе говорится, что председатель УНДИ Сергей Бойченко официально сообщил, что его специалисты не принимали участия в отборе образцов топлива на АЗС. Что касается показателя массовой доли серы, то для определения его в топливе Евро-5 у лаборатории просто нет стенда.
Экспресс-экзамен коллегам устроила руководитель отдела контроля качества «Концерна «Галнафтогаз» Алла Сидорович. Изучив бумаги, львовский специалист сообщила, что определение октанового числа, в занижении которого обвинили ОККО, проводился на экспресс-анализаторе.
«Экспресс-метод намного дешевле. Сравнение его с результатами, полученными арбитражным методом на моторной установке, показало, что экспресс-анализаторы такие чудеса выдают, что ни в сказке не сказать, ни пером не описать», – ударила по позициям автомобилистов А. Сидорович.
Сомневаются в правдивости результатов исследования ККА и известные на рынке нефтепродуктов лаборанты.
«Мы давно занимаемся вопросом качества, и наш опыт показывает, что такого нет, чтобы 100% топлива на рынке – некачественное. Ведущие трейдеры торгуют качественной продукцией», – заверил Николай Худолий, директор ООО «Исследовательский центр ГСМ».
Слова коллеги на 100% подтвердил директор киевского «Института потребительских экспертиз» Юрий Чернобривец: «Такого просто не может быть. Мы также давно занимаемся вопросом качества и сейчас видим, что в этом вопросе тренд восходящий, т.е. качество нефтепродуктов на АЗС растет».
Часовое обсуждение методов отбора и анализов привело присутствующих к выводу, что сенсационные результаты исследования, по сути, не стоят и ломаного гроша. С таким же успехом можно было определить несоответствие по запаху бензина прямо на АЗС. Таким образом, полученная «на глаз» информация о вопиющей бодяге в авторитетных сетях ушла в массы, нанося значительный ущерб их репутации.
Такие проверки – прерогатива государственных органов, о чем напомнил директор аналитической группы DaVinci Анатолий Баронин.
«Контроль качества топлива лишь силами общественных организаций или сетей АЗС не приведет к улучшению ситуации. Этим должно заниматься государство», – подчеркнул А. Баронин.
Он добавил, что ККА мог бы взять на себя роль инициатора изменений в законодательстве, которое мешает эффективно проводить госконтроль… раз уж в правительстве так прислушиваются к мнению этих ребят. 
Мутная история
Как и прошлый круглый стол с участием ККА, нынешняя встреча не прошла без скандала. Если на прошлое мероприятие не пустили белорусов, то в этот раз визу не получил закадычный оппонент М. Головина – Леонид Косянчук, президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» (ООРНУ). Известный своими разоблачающими высказываниями Л. Косянчук ранее небезосновательно ставил под сомнение репутацию ККА и чистоту его намерений.
Не обошли тему и в этот раз. Например, заместитель НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев сообщил, что его запрос в Минюст относительно регистрации ККА не принес ответа. Впрочем, кое-какие вехи истории Клуба Г. Рябцеву все-таки удалось изучить. Например, по его данным, г-н Головин имеет опыт работы на рынке нефтепродуктов с 2009 г., когда возглавляемая им неизвестная «Ассоциация зеленых Украины» помогала рейдерам «атаковать» сеть АЗС «УТН-Восток». Оставил нынешний инициативный автомобилист и след в других недружественных поглощениях, в частности ГОКа «Сухая балка» в 2010 г.
 
История Клуба очень важна. Напомним, что по одному только обращению ранее никому не известного ККА к премьеру Украины об усилении контроля качества на границе, соответствующее поручение Миндоходов было выдано на следующий день. Кстати, как сказал г-н Головин, концепция усиления контроля на таможне уже не актуальна.
«Нас заверили, что на границе контроль ужесточили», – сказал основатель ККА, как будто об этом «заверил» лично, как минимум, Николай Азаров.
«Основной наш месседж – контроль качества топлива на АЗС», – озвучил тезисы следующего письма премьер-министру глава ККА.
Это несколько сбило с толку следящих за происходящим журналистов и экспертов рынка. Если раньше было хоть как-то понятно, кто может стать бенефициаром инициатив «автомобилистов» по проверкам качества на таможне, то сейчас возможные цели клуба и его спонсоры непонятны вообще. По крайней мере, в искренность намерений пока верится с трудом.
Михаил Калюкин
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти