Нефтебаза – та сторона в бизнесе украинских нефтетрейдинговых компаний, которую обычно стараются не показывать. И в целом нефтебаза – нелюбимая дочка, которая доставляет одни хлопоты и расходы, а радости не приносит. Но без нее никак. Поэтому большинство данных объектов представляют собой памятники еще советской отраслевой инфраструктуры, которые никто показывать не хочет. Зачем травмировать психику потребителей, думающих, что нефтебазы это что-то такое же чистое и светлое, как и АЗС этих брендов, и что нефтебазы пахнут непременно розами… Первым, кто показал свою базу широкому кругу журналистов, стала столичная KLO, недавно организовавшая пресс-тур на свою Васильковскую нефтебазу. Зрелище сильное, особенно учитывая, что буквально за забором виднеется апокалиптическое пепелище сгоревшей нефтебазы БРСМ…
Еще на подъезде к терминалу всплывают воспоминания о тех адских днях, когда столб дыма затмил солнце, небо дождило черной сажей, в дикой суете куда-то мчались силовики всех мастей. Чиновники всевозможных рангов то тут, то там обещали расправиться с виновниками крупнейшего пожара в истории Украины, забравшего жизни шести человек, и сделавшего калеками полтора десятка спасателей… Сегодня здесь кладбищенская тишина, мрачные покореженные резервуары и корпуса сгоревших пожарных машин…
Но наш путь сегодня лежит на соседний объект – контрастно белоснежную нефтебазу KLO. Эти контрасты встречаются здесь сплошь и рядом. Возьмем хотя бы упомянутые белые резервуары. На нефтебазе БРСМ использовались непокрашенные емкости, из-за чего, по словам пожарных, никто и допустить не мог, что в этих емкостях находится нефтепродукт. Это выяснилось позже, когда огонь вплотную приблизился к новым неокрашенным резервуарам.
Сразу за воротами нефтебазы KLO – пожарный пруд. Непривычно видеть его полным, ведь в том июне он был полностью опустошен с помощью огромного количества пожарных рукавов, перекачивающих воду на пылающий объект по соседству. А все потому, что водоем у БРСМ был намного меньше положенного, а кроме того, с невозможностью подъезда пожарных машин. Кстати, именно у «KLOшного» водоема Яценюк и Аваков распинались по поводу неотвратимого наказания виновных. Но Арсения Петровича в Кабмине уже нет, а подчиненные Авакова ловко разделили следствие на два дела, обвинив в гибели пожарных… самих пожарных. Неправильно, мол, тушили… По второму делу обвинили трех сотрудников БРСМ, а родственников погибших спасателей отказались признать потерпевшими.
Все резервуары на терминале KLO стоят в бетонной обваловке. К каждому подведен пожарный трубопровод с возможностью экстренного тушения резервуара на расстоянии. Наливные эстакады оборудованы системами раннего выявления опасной ситуации. По просьбе журналиста был показан запас пены для тушения нефтепродуктов. Все это было здесь и год назад и, возможно, благодаря этому не произошло самого страшного – возгорания армейских складов и самой нефтебазы KLO. Именно «KLOшный» запас пены и воды был сразу брошен в бой с огнем, так как на БРСМ такой роскоши не оказалось. Как не было там обваловки и всех остальных предусмотренных государственными нормативами «излишеств», имеющихся у KLO.
Кстати, на первых этапах KLO обеспечила пожарных не только средствами тушения, но и едой, водой и молоком. Тогда, 9 июня 2015 г., с самого утра на нефтебазе уже были два акционера KLO – Вячеслав Стешенко и Игорь Чернявский, впоследствии сменявшие друг друга на этом «дежурстве». Между тем ни один топ-менеджер, не говоря уже об акционерах БРСМ, на месте устроенной ими трагедии так и не появился. Тогда в эфире был только маркетолог, который рассказывал о теракте и непрофессионализме пожарных. В тот момент полярность отношения к своему бизнесу и ответственности перед окружающими была очевидна как никогда.
Резервуар наизнанку
Нефтебазу KLO смело можно отнести к числу наиболее современных в Киевской области (во всяком случае, о других объектах такого уровня автору этих строк слышать не приходилось). Автоналив базы имеет 19 постов, что дает возможность одновременной загрузки 8 машин.
Вот чего явно не ожидал увидеть, так это установку нижнего налива. Ранее почему-то казалось, что эта технология была внедрена только «Приватом» на терминале в Кременчуге. Современный вид погрузки используется только для собственных бензовозов KLO, тогда как в стороннюю «тару» наливают по старинке – «из гусака».
Что касается подвижного состава, то в распоряжении у KLO есть как турецкие, так и украинские «бочки» (Everlast), но все они уже смотрятся несколько «уставшими», особенно на фоне красавцев, которые сегодня тот же Everlast выпускает на дороги по заказу UPG и Mango.
Показали на нефтебазе и пост добавления присадки Keropour компании BASF, которая превращает обычные нефтепродукты в премиальную линейку Ventus. Отметим, что KLO, самостоятельно разработавшая и внедрившая массу инноваций, в деле премиального бренда выбрала знак сторонней компании – литовской «Мажейкю нафта», а сегодня «Орлен Летува». Напомним, знамя литовского Ventus в Украине также несут полтавская «Надежда», харьковский «ОВИС» и днепропетровский Neftek. По словам Игоря Чернявского, который провел экскурсию по нефтебазе, несмотря на кажущуюся «затертость» темы премиальных топлив, продажи Ventus в его сети остаются достаточно высокими и достигают 20% в структуре реализации бензинов.
Возвращаясь к особенностям нефтебазы KLO, отметим, что здесь же располагается и ГНС. Мощность хранилища составляет 650 куб. м, чего компании уже остро не хватает. Владелец дает понять, что на момент проектирования ГНС никто не мог предположить, что через несколько лет Украина прочно войдет в число мировых лидеров по потреблению сжиженного газа и в стране будет продано больше литров пропан-бутана, чем бензина.
KLO является одним из лидеров по реализации СУГ среди многотопливных сетей в Киевской области. На нее приходится порядка 1,3 тыс. т газа ежемесячной реализации за наличный расчет. Чернявский признает, что с такой ГНС уже сложно, объект надо увеличивать. «Мы будем расширять мощность ГНС, работаем над проектом», – сообщил он.
Еще одна нефтебаза столичной сети расположена в Броварах, что позволяет «закрывать» снабжение сети на киевском левобережье.
После того как KLO обожглась на периферии, акционеры сети приняли решение развиваться только в Киевской области (ну, и немного в Житомирской). На сегодня рост сети закончен и здесь. Об этом сообщил сам Чернявский. «Этап нашего расширения и строительства новых АЗС завершен», – сказал он, отвечая на традиционный вопрос о планах компании.
А в целом в планах KLO работа над совершенствованием существующей сети и существующего… законодательства. В частности, как внутри компании, так и за ее пределами, в диалоге с другими участниками рынка идут дискуссии о необходимости ужесточения на государственном уровне требований к нефтебазам как с технической, так и с фискальной точки зрения. В Европе к терминалам по хранению нефтепродуктов действительно усиленное внимание, так как речь идет о контроле за большими объемами подакцизных товаров. К слову, отмечают крайне либеральное отношение к нефтебазам в Украине и зарубежные специалисты. В частности, новый глава компании «AMIC Украина» Игнас Юрконис считает, что усиление контроля за нефтебазами и наделение их статусом акцизных складов стало бы эффективным методом борьбы с теневым рынком.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти