В начало
Дорогая сказка

Дорогая сказка

Во второй половине 2000-х топливный ритейл пережил маленькую революцию. За пару лет все ведущие сети обзавелись брендовыми бензинами, дизтопливами и даже сжиженным газом. Таким образом Украина присоединилась к глобальному рынку, на который фирменные топлива вышли на рынок чуть раньше. Но у нас, как обычно, есть свои отличия, главное из которых – крайне высокая цена. С другой стороны, повышенная премия обусловлена гарантией качества бренда в условиях засилья фальсификата.

Низкие стандарты качества и масса фальсификата создали в Украине повышенный спрос на качественное топливо. Оно стало доступней в 2005 г., когда правительство выровняло условия конкуренции. Тогда на стелах АЗС массово начали появляться А-95 с разнообразными приставками «Евро», «Супер», «Плюс» и их модификаций.
Но первое фирменное топливо в Украине появилось в далеком 2003 г., когда донецкая «Параллель» начала продажу бензина под брендом Ventus, принадлежащим литовскому производителю нефтепродуктов «Мажейкю нафта». Шквал фирменных марок пришелся на 2007 г., когда ОККО вывела Pulls, WOG – Mustang и т.д. После предварительной обкатки в России «ЛУКОЙЛ» начал продажи линейки ЭКТО, а ТНК презентовала Pulsar.
И если сначала все забрендировали наиболее популярную марку А-95, то через несколько лет сети зашли на второй круг – появились фирменные дизтоплива, бензины А-95 и даже сжиженный газ.
How itsmade
Несмотря на то, что процесс создания улучшенного топлива имеет свои технологические особенности, на отдельную передачу из цикла Discovery не тянет. У каждой сети есть утвержденные «технические условия», но процесс одинаков для всех. Есть некое базовое топливо (в большинстве своем литовский и польский продукт PKN Orlen), в который внедряется многофункциональный пакет присадок (как правило, немецких производителей).
Что же получается на выходе? Основное преимущество улучшенного топлива – моющие свойства. При определенном сроке использования присадка «вымывает» отложения в двигателе и топливной системе, а также мешает их образованию в будущем. Таким образом, двигатель работает ровнее, а его ресурс работы увеличивается.
«Присадка в бензине способна «вымыть» даже изрядно загрязненный двигатель, – говорит директор по качеству компании «Параллель». – Для этого важно постоянно использовать такой продукт, чтобы концентрация присадки всегда была на нужном уровне».
Кроме того, присадка позволяет топливу сгорать более полно, что приводит к снижению расхода.
«Экономия топлива при применении моющих присадок BASF за счет более полного сгорания бензина составляет 4-5%», – уверяет Кирилл Губин, директор харьковской «Фортис групп», поставляющей немецкую присадку в Украину.
Из-за того парня
Даже если можно сэкономить 3-4%, почему стоимость такой экономии составляет от 8 до 12% от цены «обычного» А-95? Ритейлеры говорят, что объективно несут более высокие затраты на логистику фирменной марки: необходимо обеспечить раздельное хранение, транспортировку, усиленный контроль качества.
«Все топливо марки Pulls в сети ОККО хранится в отдельных резервуарах, доставляется на заправки только в своих бензовозах (никакие другие нефтепродукты больше в них не перевозят) и подвергается дополнительным этапам проверки нашей службой контроля качества», – отмечает Олесь Пограничный, руководитель отдела связей с общественностью сети АЗК ОККО.
Однако львиная доля затрат, связанных с фирменным топливом, приходится на  маркетинг. Более того, в некоторых случаях основная часть рекламного бюджета сетей АЗС подвязана именно к топливным брендам, а не марке сети. Без рекламы эти товары не живут, признаются маркетологи.
«Это коммуникация с потребителем, которую необходимо постоянно подпитывать и поддерживать», – утверждают они.
В стоимость фирменного топлива зачастую закладываются различные риски трейдеров. Непредвиденные обстоятельства не могут быть заложены в социальные марки, ведь их стоимость контролирует государство.
Но даже с этими затратами доходность фирменных топлив в Украине значительно выше, чем обычных бензинов и ДТ, впрочем, как и в случае с другими потребительскими товарами не первой необходимости. Свои успехи по продажам ритейлеры скрывают за семью печатями, но учитывая, что разрыв в ценах в последние три года практически не меняется, можно предположить, что спрос на фирменные топлива остается высоким.
«Например, если сравнивать объемы продаж обычного 95-го и Mustang95, то они второй год подряд практически наравне», – подчеркнули в компании «Золотой Экватор», оперирующей сетью WOG.
Популярности улучшенного топлива, главным образом, способствует общая ситуация с качеством. На рынке, где до 25% топлива приходится на фальсификат, люди готовы переплачивать за гарантию того, что бензин не будет детонировать, а дизельный мотор заведется и в 20-градусный мороз.
В этой связи очень показателен пример Европы. Наценка за улучшение обычного топлива составляет в большинстве сетей 1-3%. И даже при этом объемы продаж брендовых топлив ничтожно малы. Среднестатистического европейского потребителя не трудно понять: зачем переплачивать два евроцента на литре, если даже обычные бензины и дизтопливо гарантированно высокого качества?
Артем Куюн, газета «Капитал», 17 июня 2013 г.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти