В начало
Дни освобождения Киева

Дни освобождения Киева

В Киеве очередная «войнушка» газовиков. На фоне плавного снижения цены пропан-бутана в опте за последний месяц стоимость на стелах заполонивших столицу моноблоков свалилась почти на 20%. Основная версия причин происходящего – выяснение отношений между разными лигами мелких полулегальных операторов. И пока враждующие стороны держат цену 7,20 грн/л, балансируя на грани рентабельности, крупные сети, исчерпавшие возможности для конкуренции, считают отток продаж. За столичными событиями с интересом наблюдают операторы из соседних регионов, а главное – потребители: на фоне дорожающего бензина желающих перейти на газ все больше и больше.

Лечу убытками. Дорого

Один из крупных украинских трейдеров охарактеризовал ценовую ситуацию на рынке Киева как «коммунизм». Такой заботы о потребительских массах продавцы газа не проявляли давно: 7,20 грн, светящиеся на колонках моноблоков – это 35% от средней цены на А-95 по Киеву. И если раньше «войнушки» между конкретными операторами проходили локально, то сегодня, с учетом безумного роста популяции этих малых архитектурных форм, в противостояние втянута сразу вся столица.

«Цена, конечно, очень низкая, я бы даже сказала, чересчур низкая, но мы не можем отставать от конкурентов, так как потеряем объемы», – пытается держать хорошую мину при плохой игре руководитель одной из небольших сетей, торгующих по 7,20 грн/л. Отметим, что такого же «мирного» мнения придерживается и часть других опрошенных коллег по «социальному ценообразованию».

Операторы рынка отмечают, что инициатором очередного снижения, как правило, становится крупнейшая украинская сеть моноблоков «Барс-2000», а также другие крупные сети газовых заправок. Адресатами ценового падения, по сведениям очевидцев, являются более молодые коллеги «Барса» по формату заправок, которые за последние полгода развернулись в  еще не занятых ранее углах и подворотнях Киева.

В этом месте стоит прояснить разницу между сторонами предполагаемого конфликта. Одиночные моноблоки и их сети, нередко расставленные по автостоянкам, подворотням, а иногда и свалкам, именуемые за такие предпочтения локаций  «дырочниками», делятся на две подкатегории.

Основная их часть – сети, большинство из которых появилось еще до «газов». Крупнейшие представители касты старых сетей моноблоков – «Барс-2000», «Спецтранссервис» (СТС), «Газовик» и «Авантаж-7» (включает в себя помимо моноблоков ряд полноценных АГЗС) и другие более-менее известные на рынке и самостоятельно снабжающиеся операторы. Большинство из них в период работы ВЕТЭКа работало с последним по договору комиссии. В смутный период расширение этих сетей не было активным, поскольку хорошо зарабатывать с «газами» не удавалось. После падения «тирана» все ушли в свободное плавание, а через время некоторые, особенно «Барс-2000», начали активно развиваться, как утверждают участники рынка, не без мощной поддержки админресурса.

Вторая часть конфликта – сравнительно новая поросль, которая стала «продуктом» безумных марж в конце 2014-начале 2015 г. Есть ощущение, что этот период надолго запомнится газовикам. Напомним, тогда на стремительно падающем рынке в Украину (по до сих пор неизвестным причинам) были поставлены рекордные объемы газа. Просевшие втрое (!) цены на импортный ресурс и повлеченное за этим адекватное снижение стоимости внутреннего ресурса заставили крупных операторов подсчитывать серьезные убытки, правдами и неправдами удерживая цены в рознице. В то же время «мелочь», работающая в основном с колес, оказалась в прекрасной ситуации – в разные периоды «грязная» маржа доскакивала до 5 грн/л. «Жирное» время позволяло отбить стихийно устанавливаемые нелегальные модули в рекордные сроки, а мораторий на проверки малого бизнеса в августе 2014-июне 2015 создавал предпосылки для еще более бурного расцвета такой деятельности. Дохода хватало на всех неофициальных проверяющих, утверждают как герои этого эпизода в истории рынка, так и сами проверяющие.

Причем, если у части матерых «дырочников» объекты приведены к требованиям строительного законодательства если не документально, то хотя бы понятийно, то молодые операторы нарушают все мыслимые и немыслимые нормы. «Мы поставляем газ одному предпринимателю. Человек вчера впервые услышал о сжиженном газе, а сегодня у него уже 3 АГЗП в Киеве. Все, что его сегодня интересует, – где взять бочку и ТРК для следующего объекта», – рассказывал в феврале директор одной из киевских трейдерских компаний с большим опытом работы.

Экономика войны

Разница в том, что крупные сети моноблоков везут газ и по импорту, и покупают на аукционах, в то время как «мелочь», торгующая в основном мимо кассы, может лишь перекупать газ у оптовых трейдеров за наличные. Элементарный подсчет показывает, что при покупке ресурса в мелком опте, 7,20 грн на стеле – это уже солидный минус. По состоянию на 8 мая, когда цена на стеле достигла указанного уровня, средняя стоимость СПБТ с поставкой на заправку (основной канал покупок мелкими операторами, не имеющими собственного транспорта) в Киеве составляла 7,03 грн/л. Другими словами, в сухом остатке 17 копеек, чего на содержание даже подзаборной заправки точно не хватит. Конечно, стоит отнять из этих копеек розничный акциз (36 коп.), однако о нем большинство операторов «разливаек» только слышали.

Загнав визави и в минус, моноблочникам крупнее жировать также не приходится. За счет более выгодных собственных закупок у производителей на литре остается 40-45 копеек грязной маржи (на 7 мая), чего также не хватит на эксплуатационные расходы. Участники рынка единодушны: даже после снижения цен на последних аукционах «Укрнафты» и «Укргаздобычи» торговать в рознице по 7,20 грн «в белую» без убытков невозможно.

Однако и закрытие заправок не наблюдается. Таким образом, сложившаяся ситуация еще раз вскрыла больной вопрос легальности работы моноблоков. Одним из каналов поддержания рентабельности «дырочников» остается розничный акциз. Причем, очевидно, что большинству сетей моноблоков также не чужда торговля мимо кассы, а значит сегодня это уже +36 коп/л акциза к рентабельности или около 75 коп грязной маржи на литре. Вот тут ноль уже прорисовывается.

Например, в крупных сетях маржа ниже 1,7 грн/л не опустилась. «С учетом новых тарифов, 40-50 коп/л уходит на содержание модуля. Кроме того, многим приходится до сих пор покрывать убытки ноября-декабря», – говорит представитель брендовой сети.

Другой прием, не учитываемый при лобовом расчете доходности, – недоливы. На автомобильных интернет-форумах недоливам посвящены целые ветки. Много встречается и личных примеров. Так, на крупном СТО по установке газобалонного оборудования на ул. Бережанской в Киеве при расчетах расхода газа сразу принимают за норму недолив на расположившейся рядом полулегальной заправке. «В 42-литровый баллон левый пистолет недоливает 3 литра, правый – 2», – дает напутствие новоиспеченным счастливым потребителям автогаза директор СТО.

Есть и личные наблюдения. В рамках эксперимента автомобиль, заправлявшийся полгода на одной и той же АЗК крупной украинской сети, временно перешел на выросший рядом моноблок, предлагающий газ на гривну дешевле. «Со старой заправкой стабильно проезжаю 370 км на баллоне [40 литров – ON], плюс-минус 3 км. На дешевом газе выкатал пять баков – максимум 290 км пробега. Сейчас вернулся на прежнюю заправку – снова 370 км», – делится наблюдениями пользователь конверсированного на газ автомобиля.

Статистика форумов показывает, что стабильными недоливами грешат и в отдельных крупных сетях, однако большинство крупных операторов к этому вопросу относится серьезно. «На подзаборных цены ниже на 60-70 копеек, но недоливают на 1-2 гривны, мы контролируем стабильно, – поделился наблюдениями представитель крупной киевской сети. – «Шампанское» еще делают – метаном нагоняют давление, пропан кипит, объем увеличивается, а калорийность на литр падает».

В ожидании жертв

Пока мелочь соревнуется в мастерстве выживания, главным выгодоприобретателем остается потребитель. Лучшего промо, чем мощный ценовой скачок вниз и придумать нельзя.

Крупные операторы, торгующие на 1,2-1,8 грн дороже мелких коллег по рынку, испытывают не самые приятные чувства. Продажи уверенно падают - одно дело, когда разница в ценах 7-8%, другое дело – когда 20%.

«В местах соседства с моноблоками отток клиентов очень ощутимый», – говорит представитель крупной сети. Менеджер другой сети, также торгующей на 1,7 грн/л дороже моноблоков, признался, что реализация в мае упала вдвое: «И с праздниками это не связано». Безусловно, для крупных брендовых сетей, не имеющих даже теоретической возможности опуститься до ценового уровня столичных моноблоков, май потерян полностью.

Второй важный момент, который также вскрыло столичное противостояние: сегодняшняя ситуация – последствие удерживания розницы на фоне обвала опта в декабре-январе. «Если бы операторы фиксировали убытки и снижали розницу более оперативно, такого наплыва «дырочников» не было бы. А так, с одной стороны заработали много денег на перекосе, отчасти компенсировав убытки ноября-декабря, а с другой – получили новую головную боль, которую теперь придется терпеть, – резонно замечает один из крупных участников рынка. – Проспал АМКУ – наказали «дырочники».

С нетерпением за ситуацией наблюдают и другие компании, которые уже планируют выйти на вычищенный ценовыми войнами рынок Киева. «Мы готовы строить тут приличные комплексы и мы, скорее всего, будем это делать. Уже потребитель созрел для хороших газовых заправок с туалетами, магазинами и прочими удобствами. Но если нелегальные АГЗП ликвидируются, то будет намного легче», – говорит представитель сети АГЗС из другого региона, вплотную рассматривающий выход на столичный рынок.

Другой влиятельный оператор с аналогичными намерениями также признает, что позитивно воспринимает происходящее: «Мы пока присматриваемся к столичному рынку, и когда мы тут начнем развивать розницу, борьба с «дырочниками» будет поставлена нами на совершенно другой уровень».

Похоже, что проблема нелегальных АГЗП близка если не к своему разрешению, то к значительному послаблению. Добросовестные операторы очень позитивно восприняли попытки городских властей навести порядок на рынке, однако энтузиазм чиновников утих и, похоже, рынку придется справляться со своей болью самостоятельно. 

 

 

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти