В начало
Боимся, но делаем

Боимся, но делаем

Контрабанда, фальсификат и порождаемая ими недобросовестная конкуренция – вот краткое описание топливного рынка в настоящем времени. Как результат, потери государства, потребителя и ослабление легального бизнеса. Исходя из того, что особых усилий для изменения ситуации власть не предпринимает, а на горизонте появились новые раздражители, следующий год станет еще одним испытанием. Главным раздражителем является законодательная норма об обязательном добавлении спирта в автобензины. Что будет после этого с ценами и качеством, пока никто не берется сказать определенно.

Но есть и позитивные ожидания. К началу активной работы в Украине готовится крупнейшая нефтедобывающая компания мира «Роснефть», планирующая запустить в работу весной 2014 г. купленный ею Лисичанский НПЗ. Кроме того, реализуется ряд инвестиционных проектов и в других сегментах рынка нефтепродуктов, в частности в ритейле. Однако для всех инвесторов ключевая проблема остается прежней – повышенные риски, связанные с рецидивами административного давления, коррупцией и рейдерством. Это не дает уверенности в том, что даже те немногие позитивные подвижки, которыми может похвастаться нефтерынок, будут долговременными.

12-13 ноября 2013 г. в Киеве состоялась ежегодная конференция участников рынка нефтепродуктов Petroleum Ukraine 2013. В ходе этого уже ставшего традиционным мероприятия подводятся итоги уходящего года и обозначаются вызовы на год грядущий.

Недостатка в итогах не было, нет их и в вызовах. Говорит об этом и тот факт, что в 2013-м форум собрал беспрецедентное количество делегатов – 200 человек более чем из 100 компаний, работающих в 12 странах СНГ и Европы. Массовость мероприятий серии Petroleum Ukraine можно также рассматривать и как один из признаков рынка с высокой конкуренцией и низким участием государственных компаний, в чем состоит его главное отличие от монополизированных рынков природного газа и электроэнергии. В остальном проблем у рынка нефтепродуктов не меньше, чем в остальных сегментах энергорынка.

Рынок теней

Уходящий год принес немало интересных изменений, большинство из которых были продиктованы ускоренным движением рынка в «тень». Например, согласно официальным данным Минэнергоугля за 9 месяцев 2013 г. производство бензина в Украине снизилось на 43,4%, дизельного топлива – на 37,8%. 

Импорт нефтепродуктов, который должен был компенсировать пикирующее производство, также сократился на 20%. При этом потребление бензина и дизтоплива уменьшилось всего на 6 и 4,1% соответственно. Иными словами, меньше ездить не стали, тогда как поставки нефтепродуктов на рынок резко сократились. Нонсенс. Поэтому ключевая проблема украинского топливного рынка – повышенная доля теневых поставок, которая по итогам года, вероятно, достигнет 25%, или около 2,5 млн т.

Представленный на конференции отчет «Консалтинговой группы «А-95» показывает, что наибольшая часть «тени» приходится на бензины как более выгодный продукт для контрабанды и фальсификата, поскольку акцизы на него втрое выше, чем на дизтопливо. В январе–сентябре 2013 г. на кустарное производство и альтернативные нефтепродукты (освобождены от акцизов и не учитываются Госстатом) пришлось около 400 тыс. т, а по итогам года этот показатель уверенно превысит полумиллионную отметку и составит около 13% от потребления бензина.

При этом, как показывает презентованное участникам конференции исследование, кустарное производство сосредоточено не где-нибудь на периферии, а непосредственно вблизи крупнейших центров потребления топлива на Востоке и в Центре страны. Так, два крупнейших в стране пункта «прихода»различного углеводородного сырья и компонентов (газоконденсата, стабильного бензина, отработанных нефтепродуктов, присадок и т.д.) для производства бензина располагается в Переяславе-Хмельницком и Василькове, что в Киевской области. Номенклатура «приезжающих» в столичный регион нефтегрузов полностью идентична набору компонентов для нефтеперерабатывающих заводов. Нюанс лишь в том, что в Киевской области официально никаких НПЗ нет.

ВЕТЭК меняет потоки

Весьма значительно изменилась и география поставок топлива в Украину. Главная перестановка топливных слагаемых заключается в значительном снижении поставок из Беларуси: за три квартала текущего года поставки сократились на треть по сравнению с аналогичным периодом 2012-го. Итоговый же результат 2013 г. будет еще более контрастным, так как часть августа, сентябрь и октябрь Мозырский НПЗ, главный белорусский производитель нефтепродуктов для Украины, простоял на плановом капитальном ремонте, снизив экспортные отгрузки до минимума.

Причин белорусского «отступления» несколько. Наиболее весомая – увеличение импорта из России. Если поставки дизтоплива из Беларуси за первые девять месяцев сократились на 830 тыс. т, то из России, наоборот, выросли на 730 тыс. т (к слову, это второе и, наверное, последнее по значимости событие в изменении структуры поставок). Что же касается бензинов, то утрата белорусами почти 30% поставок связана, во-первых, с массированным «уходом» на Россию, которая в этом году жестко потребовала от сябров возврата нефтепродуктов, произведенных из ее нефти, особенно бензинов. Во-вторых, переключились с Беларуси на поставки через отечественные порты отдельные крупные украинские поставщики, о которых речь пойдет ниже.

Белорусские экспортеры не теряют оптимизма и заявляют о новых подходах к работе в Украине.

«Для нас сегодня важно качество, эффективность продаж, а не количество», – подчеркнул в своем выступлении на конференции гендиректор ООО «БНК-Украина» Виталий Калугин. В этом году БНК резко снизила продажи на условиях DAF и переключилась на оптовые и мелкооптовые продажи внутри страны. "Мы присматриваемся к розничному рынку логистически близких северных и центральных областей Украины», – обрисовал глава украинской «дочки» «БНК» дальнейшее направление движения своей компании.

Что же касается переориентации украинского рынка на альтернативные Беларуси направления, то это произошло благодаря двум ключевым персонажам этого года – «ЛУКОЙЛу» и холдингу ВЕТЭК. Назовем эти компании «дуэтом», так как «ЛУКОЙЛ» стал стратегическим партнером компании Сергея Курченко на рынке нефтепродуктов, чем уже сделал немалый вклад в «достижение» ВЕТЭКом статуса одного из крупнейших дистрибьюторов топлива в Украине по итогам 2013 г. Упомянутая переориентация рынка с Севера на Юг произошла благодаря массированным поставкам «ЛУКОЙЛа» в украинские порты с «лукойловских» НПЗ в России, Болгарии, Румынии и Италии. Кроме того, значительные поставки дизтоплива шли с российских заводов «ЛУКОЙЛа» по железной дороге. В Украине распределением этих возросших потоков занялся ВЕТЭК, получив, как говорят трейдеры, эксклюзивные условия от российского нефтегиганта.

Венчает это партнерство в уходящем году продажа ВЕТЭКу Одесского НПЗ. Источники на рынке рекомендуют смотреть еще шире. Есть мнение, что еще одно большое событие для «ЛУКОЙЛа» в Украине — недавнее возобновление работы калушского «Карпатнефтехима» – необходимо рассматривать в контексте смены владельца Одесского НПЗ. Напомню, для запуска калушского гиганта государству пришлось выполнить объем обязательств, которые пресса расценила как запредельные.

Ренессанс нефтепереработки во сне и наяву

Однако есть все основания полагать, что такой «калушский» подход с временной утратой государством определенных сумм налогов и тарифов остается единственным для решения проблем таких отраслей, как нефтепереработка. В противном случае можно недосчитаться намного больше.

Пока же владельцы НПЗ решили первыми сделать шаг навстречу. В рамках конференции Petroleum Ukraine 2013 состоялось первое после поглощения ТНК-ВР официальное заявление «Роснефти» по стратегии в Украине. Вице-президент «Роснефти» по нефтепереработке и нефтехимии Игорь Павлов сообщил, что на сегодняшний день уже начато исполнение поручения президента компании Игоря Сечина по запуску Лисичанского НПЗ весной 2014 г. По неофициальным данным, запуск намечен на день всех трудящихся – 1 мая. И хотя объемы переработки и условия распределения продукции пока неизвестны, это стало ключевым заявлением на нефтефоруме.

«На заводе уже работают свыше 800 человек из подрядных организаций (Украины, – Ред.), что еще раз говорит о том, что запуск таких предприятий имеет кумулятивный эффект для всего региона», – заявил российский топ-менеджер.

Как следует из презентации компании, она также намерена активно работать в Украине с продуктами Мозырского НПЗ, где является крупным акционером и поставщиком давальческой нефти.

Такой «набор НПЗ» как внутри, так и за пределами страны делает «Роснефть» потенциально крупнейшим оператором рынка.

Однако наибольший эффект будет заключаться в появлении не столько игрока, сколько влиятельной силы, способной поставить перед властями вопрос об исправлении ситуации на рынке ребром, а это может сыграть в плюс для всего рынка. В «Роснефти» считают, что для нормального функционирования в Украине, в частности, необходимо: обеспечение беспрепятственной работы НПЗ в режиме толлинга российской нефти без ограничения объемов (новый Налоговый кодекс перечеркнул этот важный аспект работы НПЗ, – С.К.), обеспечение добросовестной конкуренции на рынке нефтепродуктов с целью пресечения возможных нелегальных схем импорта и введение налоговых льгот на период модернизации НПЗ с предоставлением льготы по налогу на прибыль на период реконструкции предприятия и в течение пяти лет после ее завершения.

«Учитывая ситуацию в отрасли и нынешнее состояние рынка, нам предстоит выработать наиболее эффективные и экономически оправданные решения, которые позволят создать все предпосылки для стабильной работы бизнеса «Роснефти» в Украине», – подчеркнул в своем письменном обращении к участникам конференции Дидье Касимиро, вице-президент по коммерции и логистике НК «Роснефть», который долгое время работал в Украине в ТНК-ВР.

Прозвучало на конференции заявление и в отношении реанимации другого простаивающего НПЗ – Херсонского. Гендиректор WOG Сергей Корецкий заявил, что инвестпрограмма по заводу требует $1,1-1,2 млрд, в связи с чем компания ищет финансового партнера.

«Для реализации проекта мы готовы к любому взаимодействию – хоть с государством, хоть с частными компаниями», – заявил он.

Проект выглядит привлекательно. WOG уже в следующем году хочет нарастить сеть до 600 автозаправочных комплексов и выйти на суммарный объем розничных продаж около 2,5 млн т в год (а ведь есть еще опт). Также новый НПЗ будет обладать хорошими экспортными возможностями. Однако здесь не обойтись без вездесущего «но». В условиях пресловутого украинского инвестклимата еще никто – ни отечественные, ни зарубежные инвесторы не решились на вложения такой размерности ни в нефтепереработке, ни где-либо еще.

Возобновление работы «ЛИНИКа» (Лисичанского НПЗ), работа Одесского НПЗ, а также полуживой «Укртатнафты» и пока живого Шебелинского ГПЗ могут обеспечить в следующем году выравнивание с импортом готовых нефтепродуктов, еще больше обострив конкурентную борьбу. Но если государство не повернется к этой отрасли лицом, вскоре можно будет ожидать рецидива с остановками НПЗ, так как работа в нынешних условиях будет однозначно убыточной.

Ритейл: живее всех живых

Образцом самостоятельно развивающегося сектора, лишенного какой-либо господдержки и работающего в условиях острой конкуренции, является розничная торговля нефтепродуктами. В 2013 г. этот сектор наконец-то вышел на докризисный уровень доходности и продемонстрировал хорошие темпы развития. Однако равноценным сравнение с 2008 г. назвать нельзя, так как объем продаж бензина и ДТ снизился почти на 10%. Правда, во многом это связано с переориентацией автомобилистов на другие виды топлива. Например, немалую часть у бензина "откусил" сжиженный газ, растут объемы у производителей и продавцов альтернативного топлива с содержанием более 30% биоэтанола и других ненефтяных компонентов.

Лидерами роста остаются вторая и третья национальные розничные сети – соответственно WOG и ОККО (приросли за последний год примерно на 25 комплексов каждая), компанию которым в последние годы составляет сеть «БРСМ-Нафта», удерживающая темпы лидеров. Но если «зеленые» строят, то БРСМ растет благодаря агрессивной скупке небольших региональных сетей. Таким же путем идут два новых игрока, оформившихся в последние пару лет, – «Закарпатнефтепродукт-Мукачево» и UPG.

Рынок, на котором в 2009-2010 гг. обанкротилось несколько крупных сетей, понемногу приходит в себя, ощущая приток инвестиций. Правда, последствия кризиса не прошли бесследно, и долги тех шальных лет до сих пор портят картину, наверное, всем крупнейшим игрокам.

Потрепать нервы обещают и конкуренты. В 2014 г. ожидается выход в розницу холдинга ВЕТЭК. В ближайшее время он готовится презентовать собственную заправочную карту, которая будет обслуживаться не только в своей, но и в партнерских сетях. Аналогичный продукт в ноябре запустила и «Первая топливная компания» (ПТК), которой в последнее время крайне везет на тендерах госпредприятий, таких, как «Укрзалізниця» и «Укрпошта». По инсайдерской информации, ПТК, скрывающая своих учредителей, уже получила большой «наряд» по обеспечению топливом СКМ Рината Ахметова.

«В некоторых регионах уже наблюдается явный переизбыток АЗС, которые перетягивают друг у друга падающую реализацию, скидки иногда превышают 1 грн/л, это работа без прибыли», – делились в кулуарах форума его участники.

С больной головы…

Второй день конференции Petroleum Ukraine 2013 практически полностью был посвящен рассмотрению программ по добавлению биоэтанола в бензины. Напомню, что в Украине действует Закон "Об альтернативной энергетике", который наделяет существенными льготами производителей топлив с содержанием более 30% неуглеводородных компонентов (как правило, это спирты). И если производить, продавать и покупать такое горючее — дело добровольное, то с 1 января 2014 г. биоэтанол в бензине станет обязательным для всех. Так велят дополнения к упомянутому закону, принятые при загадочных обстоятельствах в середине 2012 г. Согласно этим новшествам, со следующего года каждый литр бензина должен содержать не менее 5% биоэтанола.

В связи с этим на конференции схлестнулись две противостоящие стороны – «спиртовики» и «нефтяники». Первые чувствуют себя превосходно: протолкнув выгодные для себя законы, они просто должны дождаться, когда к ним выстроится очередь из покупателей. При этом цена на биоэтанол в Украине уже составляет 12 тыс. грн/т, тогда как на европейском рынке – $800/т. На рынке уверены, что как только будет введена «биоэтанольная обязаловка», компонент подорожает раза в полтора. Казалось бы, понятно, можно привезти по импорту. Но, как выясняется, нельзя – на таможне придется заплатить акциз на импортный биоэтанол в размере около 60 тыс. грн (!). Нельзя привезти и готовый продукт с биоэтанолом – нет в Украине стандарта на такое топливо. Игорь Шуцкий из «Техинсервиса», крупнейший продавец биоэтанола в Украине, посоветовал каждой компании разработать техусловия на спиртовой бензин. Опять движение от госстандартов к ТУ?

«Нефтяники» говорят: вследствие подобных законодательных неурядиц цена на бензин с биоэтанолом вырастет на 4-5 грн/л, и его точно нельзя будет использовать в машинах до 2000 г. выпуска (немало есть и более «свежих» моделей). Ко всему, большой вопрос с самим наличием биоэтанола: из необходимых Украине 300 тыс. т в 2014 г. смогут произвести в лучшем случае 100 тыс. т биокомпонента. «Спиртовики» парируют в духе «вы, Маня, жарьте, а рыба будет».  

«Мы готовы выполнить любое требование украинских законов, но могу сказать, что добавление биоэтанола в бензин приведет к росту его себестоимости», – ответил Игорь Павлов на вопрос из зала на «горячую» тему.

Надо сказать, что в «биоэтанольном» случае действия Украины не уникальны.

«В Европе тему с добавлением спирта в бензин под знаменем снижения зависимости от российской нефти и борьбы за экологию в свое время протолкнули немецкие производители оборудования для спиртзаводов, а у вас ее двигают спиртовики», – резюмировал гость форума из Германии.

Тем временем из Европы веет неприкрытым разочарованием в «биоэтанольных» проектах.

«За последние два года политика Евросоюза изменилась под влиянием проблем, связанных с противостоянием по линии «продукты питания – топливо», а также растущих цен на сырье», – заявила в своем выступлении Кристин Битнере из исследовательской компании Hart Energy, Research & Consulting (Бельгия).

Из импортера нефти Евросоюз превратился в импортера биокомпонентов, следует из ее презентации. По словам гостьи из Брюсселя, программа использования топлива Е10 (а фактически украинский закон с 2014 г. внедряет именно эту марку) прижилась лишь во Франции и Финляндии, где их использование составляет 22 и 57% соответственно. В Германии, по словам присутствовавшего на конференции Марка Френкеля из компании BMP Trading, попытка обязательной продажи Е10 натолкнулась на массовые протесты водителей, в связи с чем норма была отменена.

«Этой программе по добавлению биоэтанола не хватает главного – реалистичной цели!» – заявила по итогам обсуждения «биоэтанольной» темы Алла Сидорович, отвечающая за контроль качества в сети ОККО.

«Одна только лаборатория для каждой нефтебазы стоит 2 млн грн, не меньшего финансирования потребует подготовка каждой нефтебазы к смешению с биоэтанолом, а таких нефтебаз по Украине сотни, – заявил в ходе дискуссионной панели представитель WOG Андрей Пасишник. – Потребитель должен иметь выбор между традиционным и спиртосодержащим топливом, которое подходит не всем автомобилям».

Открытое обсуждение проблем, связанных с обязательным добавлением биоэтанола в бензин, показало, что выполнить данный закон пока нереально.

На фото слева направо: Виктор Панков (заместитель гендиректора ГП «Укрспирт»), Вадим Запорожченко (заместитель директора департамента по вопросам производства традиционных и альтернативных видов топлива Министерства энергетики и угольной промышленности Украины), Андрей Пасишник (директор по взаимодействию с органами государственной власти, компания WOG), Людмила Хомичак (начальник отдела подакцизной продукции департамента продовольствия Министерства аграрной политики и продовольствия Украины).

В конце дебатов обе стороны признали, что с 1 января 2014 г. выполнить закон будет нереально. Абсурд в том, что даже если умудриться произвести бензин с более чем 5% биоэтанола, продавать его будет противозаконно – он не будет отвечать действующим госстандартам, а значит, запрещен к реализации.

*** 

Удивительное явление, когда самый молчаливый рынок хоть что-то говорит, длилось всего два дня. Да и по своей профессиональной привычке участники форума больше слушали, чем говорили. Хорошего было услышано немало, и главный итог – отрасль идет вперед вопреки общей весьма депрессивной обстановке в экономике, хоть и не такими темпами, как хотелось бы. Прогнозы весьма противоречивы и зависят от массы факторов, начиная от зарплат украинцев и заканчивая геополитическим выбором. Однако топливному рынку не привыкать, так как проблем, чиновничьих фаворитов и рисков здесь хватало всегда. 

«Зеркало недели. Украина», 22 ноября 2013 г.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти