Устрицы и камамбер из Белоруссии? Приелось. Минск развивает бизнес посерьезнее, реэкспортируя российский сжиженный газ.
Западные санкции в отношении Москвы и российские контрсанкции позволили Белоруссии не только стать новой родиной для устриц и премиальных сыров, с импортом которых с переменным успехом борется российская таможня, но и превратиться в крупного экспортера сжиженных углеводородных газов (СУГ) – в основном российских.
Напряженные отношения РФ с Украиной и Западом позволяют Минску лавировать между интересами Москвы и европейских стран, при этом извлекая дополнительную прибыль – и в качестве торгового посредника, и “черного хода” в единое таможенное пространство бывших советских республик.
В мае 2018 года Россия до рекордного уровня увеличила железнодорожный экспорт СУГ в Белоруссию, которая впервые оттеснила с первого места Польшу, прежде основного получателя российского СУГ: 107 375 тонн против 86 220 тонн, показали данные трейдеров и статистики. Но за ростом поставок стоит не резкое увеличение спроса на газ в республике, а выгода от его реэкспорта за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
До середины 2017 года Белоруссия занимала лишь четвертое место по поставкам СУГ из России сухопутным транспортом, уступая Польше, Украине и Финляндии.
Сжиженный углеводородный газ, более известный как пропан и бутан, используется в качестве автогазового топлива, популярного в Польше и на Украине, в коммунально-бытовом сегменте, для автономной газификации и в нефтехимии – в качестве сырья для производства полимерной продукции.
Стоимость тонны пропан-бутановой смеси в белорусском Бресте составляет сейчас $490–$500, по данным мониторинга Рейтер.
УЛИЦА С ДВУСТОРОННИМ ДВИЖЕНИЕМ
Россия, которая обеспечивает Белоруссию энергоносителями по ценам ниже европейских, в прошлом регулярно подозревала Минск в серых схемах реэкспорта углеводородов. Москва также регулярно вводит ограничения на поставки молочной и другой продукции из Белоруссии, борясь с реэкспортом товаров, на которые распространяется действие российского продовольственного эмбарго.
Поставка российского СУГ стала еще одним способом пополнить белорусскую казну за счет дружбы с Москвой.
Согласно статданным, железнодорожный экспорт СУГ из России в Белоруссию во втором полугодии 2017 года вырос на 60% по сравнению с первым полугодием прошлого года до 56 000 тонн в месяц, в январе-мае 2018 года – еще на 41 процент, до 79 000 тонн в месяц. Среднемесячный экспорт СУГ из России в Белоруссию в 2015 и 2016 годах составлял лишь около 20 000 тонн.
Белоруссия, которая сама является нетто–экспортером СУГ, поставляя около 400 000 тонн в год, получаемые объемы российского сжиженного газа в дальнейшем реэкспортирует через собственные газонаполнительные станции (ГНС) в Украину, в Польшу и другие страны Восточной Европы.
УКРАИНСКИЙ ВЕКТОР
Российские производители СУГ начали использовать реэкспортную схему через Белоруссию со второй половины 2017 года, после введения Федеральной службой технического и экспортного контроля (ФСТЭК) РФ дополнительной процедуры получения спецразрешений на прямые поставки СУГ из России в Украину с 1 мая прошлого года.
С мая 2017 года и по настоящее время спецразрешение ФСТЭК на поставки СУГ из России в Украину, по данным трейдеров, получил только один крупный производитель – Роснефть, который стабильно поставляет напрямую на Украину в среднем около 40 000 тонн СУГ в месяц.
Другие крупные производители предпочли поставки через белорусские газонаполнительные станции (ГНС), в основном в Витебской области Белоруссии – по данным статистики, на станцию Витьба приходится более 75 процентов всех отгрузок из РФ в Белоруссию.
“Российские компании либо регистрируют здесь (в Белоруссии) фирму, либо работают через белорусские компании, чтобы таким образом обходить санкции. То есть это позволяет им поставлять (СУГ) в Украину”, – говорит источник в отрасли.
По его данным, основной объем реэкспортируемого газа проходит через ГНС компании Трансэкспедиция.
В Трансэкспедиции отказались от комментариев.
При этом реэкспорт российского СУГ не вредит поставкам газа белорусского производства в соседние страны, считают участники рынка.
“Для Белоруссии тут выгода простая: они получают немножко дополнительных денег. Налоги, всякие маржи и так далее. Белорусские поставки (на экспорт) это не подрывает, потому что собственно белорусские поставки не сократились, рынок достаточный, на всех хватает”, – утверждает собеседник Рейтер.
Роль Белоруссии в поставках СУГ за пределы ЕАЭС за последний год существенно трансформировалась.
Так, если во втором полугодии 2017 года белорусские ГНС использовались российскими производителями как газораспределительные хабы в основном для поставок на рынок Украины, то в первом полугодии текущего года акцент отгрузок изменился в связи с активизацией крупнейшего экспортера СУГ из РФ – Сибура, использующего, по данным трейдеров, эти ГНС для реэкспорта сжиженного газа в Польшу и другие страны Восточной Европы.
Если в период 2015-2016 годов и в первой половине 2017 года отгрузки Сибура на станцию Витьба в Белоруссии носили эпизодический характер и не превышали 1 500 тонн в месяц, то во втором полугодии 2017 года они стали регулярными и вышли на уровень 15 000 тонн в месяц, а в январе-мае текущего года достигли 32 000 тонн в месяц.
В Сибуре отказались комментировать рост поставок в Белоруссию.
Согласно статданным, компания с осени 2017 года приступила к отгрузкам СУГ со своего западносибирского завода в Тобольске до станции Лышицы (Брестская область) в Белоруссии, где находится ГНС с возможностью перевалки в цистерны узкой колеи и доставкой до конечного потребителя в Польше.
В конце прошлого года Сибур отгружал на станцию Лышицы около 2 500-3 000 тонн в месяц, в текущем году такие поставки достигли уровня в 6 500-7 000 тонн СУГ в месяц.
По оценке трейдеров, экономия на железнодорожном тарифе при поставках через Витьбу по сравнению с прямыми поставками до Бреста достигает от $20 до $30 за тонну (с учетом аренды белорусского парка цистерн на маршруте Витьба-Брест). Кроме того, маршрут через белорусские ГНС позволяет компании оптимизировать использование парка цистерн за счет более короткого транспортного плеча и более гибко реагировать на динамику польского рынка СУГ.
“Я думаю, что данная схема поставок СУГ Сибуром в Польшу, с использованием белорусских ГНС – это надолго. Это и лучший (экспортный) ‘нетбэк’ по сравнению с прямыми поставками на польские терминалы, и рост оборачиваемости собственного парка компании”, – отметил один из крупных потребителей СУГ в Польше.
КАК ГРИБЫ
Поскольку основной газораспределительный хаб на станции Витьба, принадлежащей компании Трансэкспедиция, переориентировался на отгрузки в Польшу, то для поставок российского СУГ в Украину через Белоруссию потребовались новые мощности.
Так, частная компания Чесс-Бел, находящаяся по соседству с Трансэкспедицией, реконструировала часть резервуарного парка собственной нефтебазы под хранение и перевалку СУГ, сообщили трейдеры. Компания сейчас ежемесячно поставляет по 4 000-5 000 тонн газа российского производства украинскому нефтехимическому предприятию "Карпатнефтехим".
В апреле текущего года белорусский резидент, Газэнерджихим, созданный в 2017 году, запустил в Могилеве новую ГНС с мощностью резервуарного парка 2 000 кубометров. Компания планирует смешивать СУГ из РФ и других стран и реэкспортировать около 90% продукции в страны Евросоюза.
Кроме того, по данным участников рынка, еще одна компания из Могилева, Газхимресурс Бел, в настоящее время ведет проектные работы по строительству новой ГНС, запланированной к запуску в 2019 году, с мощностью резервуарного парка 8 000 кубометров.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти