Главное разночтение в понимании норм Налогового кодекса между фискальной службой и предпринимателями свелось к тому, нужно ли платить акцизный сбор при отпуске нефтепродуктов с использованием топливных карт и талонов.
Предсказуемо, что налоговики заняли позицию, согласно которой любая реализация топлива через АЗС приравнивается к розничной продаже вне зависимости от способа оплаты. При этом они обосновывают свою позицию ссылкой на Правила розничной торговли нефтепродуктами, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 20.12.97 №1442, где указано: «Розничная продажа нефтепродуктов осуществляется через сеть автозаправочных станций».
Операторы рынка отстаивают противоположную точку зрения, утверждая, что на АЗС помимо розничных продаж имеют место мелкооптовые операции, в том числе с использованием топливных карт и талонов.
На стороне трейдеров, к счастью, закон и здравый смысл, а также Ассоциация плательщиков налогов Украины. Последняя призывает операторов АЗС отстаивать свое право не платить акцизный сбор в случае реализации топлива «по безналу». Тем более что не каждый факт продажи топлива через АЗС является розничной продажей, а Правила, на которые ссылается ГФС, не содержат запрета на оптовую продажу горючего через АЗС.
Такая позиция полностью корреспондирует законодательству. Так, согласно ст. 216 Налогового кодекса Украины, датой возникновения налоговых обязательств при реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров является дата осуществления расчетной операции в соответствии с Законом Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг".
Операция подлежит отражению через РРО если она является расчетной, т.е. такой, при которой осуществляется прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (предоставленную услугу), а в случае применения банковской платежной карточки - оформление соответствующего расчетного документа по оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, в случае возврата товара (отказа от услуги), оформление расчетных документов о перечислении средств в банк покупателя.
Взяв в оборот данную норму, фискальная служба трактует выдачу топлива по картам/талонам/жетонам как факт реализации, о чем детально указывается в последних разъяснении ГФСУ (письма от 10.03.2015 № 72/99-99-19-03-03-15 и 18.03.2015 № 9132/7/99-99-19-03-03-17).
При этом упускается тот факт, что при классической схеме отпуска нефтепродуктов по топливным картам расчет за нефтепродукты непосредственно на АЗК в наличной или безналичной форме не происходит, так как оплата имеет место между эмитентом карты и клиентом в рамках самостоятельных гражданско-правовых отношений. И в данном случае АЗС выступает лишь местом отпуска товара, тогда как карта не рассматривается как средство платежа, выполняя исключительно функцию учетного инструмента и подтверждая право клиента на получение топлива.
Принимая во внимание все вышеизложенное, у оператора АЗС отсутствует обязанность отражать данную операцию через РРО и, соответственно, облагать акцизным сбором.
Вопреки обоснованности, такая позиция рискует стать предметом критики со стороны фискальной службы, что с большой вероятностью найдет отображение в негативных результатах проверки и налоговых доначислениях.
В такой ситуации важно учитывать, что на руку налоговикам играет ряд факторов, присущих типовой схеме реализации с помощью карт, а именно:
– количество поставленных нефтепродуктов определяется сторонами зачастую по результатам периода, в котором уже произошел отпуск нефтепродуктов конечным потребителям;
– цена топлива определяется по «стеле» с учетом дисконта или без него, т.е. фактически цену устанавливает оператор АЗС;
– документы, подтверждающие переход права собственности на нефтепродукты, оформляются постфактум;
– расчет осуществляется с отсрочкой по результатам деятельности за отчетный период.
В свете этого важно провести минимальную подготовительную работу – выстроить схему хозяйственных взаимоотношений с эмитентом топливных карт таким образом, чтобы минимизировать риски признания спорных операций «завуалированной» розничной продажей.
В первую очередь, следует четко сформулировать договорные положение в рамках юридического оформления схемы отпуска нефтепродуктов с использованием смарт-карт, позволяющие идентифицировать участников операции, их права и обязанности, условия оплаты, момент передачи топлива и др. Затем, по возможности, организовать раздельную систему внутреннего учета для розничных и оптовых продаж. Для внутригрупповых продаж целесообразно также рассмотреть возможность перевода схемы расчетов и документирования приема-передачи ресурса на АЗС на предварительную основу с последующей корректировкой по результатам отчетного периода.
Указанные мероприятия не снимут всех вопросов со стороны налоговой, но позволят значительно усилить правовую позицию субъекта хозяйствования в возможном судебном споре.
И хотя один в поле не воин, формирование устойчивой практики отстаивания интересов налогоплательщиков в суде даст возможность говорить о едином подходе к данной проблеме и необоснованности претензий фискальной службы.
Поэтому оператором АЗС нужно сделать внутренний выбор: либо безмолвно платить 6% с «безнального» оборота (с учетом сумм НДС), либо быть готовым отстаивать свою правоту в суде.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти