В начало
Ахиллесова «Укртранснафта»

Ахиллесова «Укртранснафта»

В судьбе группы «Приват» за одну неделю произошло больше печальных событий, чем за последние несколько лет. В среду, 18 марта, впервые за обозримое прошлое группа купила нефть «Укрнафты» по рыночной цене, без дисконта 15–75%. Ближе к вечеру четверга в парламенте был принят закон, открывающий государству путь к возобновлению законного контроля над «Укрнафтой», которой с 2003 г. управляет «Приват».

Но основные события развернулись вокруг третьего эпизода. В четверг утром наблюдательный совет нефтетранспортной компании «Укртранснафта», на 100% принадлежащей государству, принял решение отстранить ставленника группы «Приват» Александра Лазорко с поста председателя правления. В результате вечером, 19 марта, страна увидела, как днепропетровский губернатор с автоматчиками «освобождает» офис госкомпании «Укртранснафта», дает эпическое интервью журналистам с использованием яркой нецензурной лексики и обещает разобраться со всеми, включая президента.

Итак, государство и его институты наконец-то показали, как могут и должны действовать для восстановления своих прав. Но смогут ли они отстоять свое решение и, самое главное, пойти дальше по пути деолигархизации страны? Ответ на этот вопрос мы получим очень скоро.

Александр Лазорко — одногруппник Игоря Палицы, одесского губернатора и партнера Игоря Коломойского по нефтяному бизнесу. Он возглавлял два «приватовских» нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) в Надворной и Дрогобыче, а в 2009-м его буквально занесли в кресло главы «Укртранснафты», предварительно вынеся оттуда Игоря Кирюшина. При этом были битые стекла и молодчики (запомним эту деталь). Уверенно чувствуя себя при Юлии Тимошенко и Викторе Ющенко, Александр Иванович неплохо ощущал себя и при Викторе Януковиче и весьма комфортно — уже при «демократическом режиме». В отраслевых кругах утверждают, что сохранение за Лазорко кресла главы «Укртранснафты» было частью договоренностей Игоря Коломойского и Арсения Яценюка. Почему «Приват» так оберегает своего «птенца»?

«Укртранснафта» является стратегически важным звеном в вертикально интегрированной нефтяной структуре «Привата». По сути, это кровеносная система, связывающая ключевые органы этого «организма».

Во-первых, через нее идут поставки нефти с «Укрнафты» на Кременчугский НПЗ «Укртатнафта», производящий львиную долю топлива для дальнейшей реализации через крупнейшую в стране розничную сеть («Авиас», ANP, «Укрнафта» и т.д.).

Многие уверены, что «Укртранснафта» обеспечивает поставку в Кременчуг «неучтенки» с месторождений «Укрнафты», но это может подтвердить только специальное расследование, которое по понятным причинам ранее было невозможно в принципе. По информации из источников в «Нафтогазе», в первые часы после смены менеджмента персонал уже успел «слить» много интересного.

Во-вторых, «Укртранснафта» — это эффективный инструмент борьбы с конкурентами, выполнивший свою роль по полной программе — конкурентов у «Привата» в этом бизнесе больше нет.

Первый шаг, который сделал Лазорко в своей карьере «трубопроводчика», — отрезал Одесский НПЗ от маршрута поставок нефти, по которому тот получал нефть десятилетиями. Зачем это сделано? Чтобы качать нефть в обратном направлении, в Кременчуг, оккупированный к тому времени «Приватом». В прошлом году столкнулась с проблемами поставок нефти на свой НПЗ в Лисичанске и российская «Роснефть», но война «обнулила» проект этой компании.

В-третьих, в «Укртранснафте» есть чем поживиться. При Лазорко она превратилась из нефтетранспортной в нефтеперерабатывающую компанию, которая за свои деньги закупала импортное сырье или выкачивала нефть из вверенных ей нефтепроводов, перерабатывая ее впоследствии на НПЗ «Привата» по «правильным» тарифам и реализуя топливо «приватовским» же структурам.

Последняя капля

Насколько важна «Укртранснафта» в бизнесе «Привата», настолько же она и уязвима. Эта компания полностью государственная, в отличие от также контролируемых «Приватом» через менеджмент «Укрнафты» и «Укртатнафты», где Коломойский банкует на правах акционера. На протяжении последнего года деятельность госкомпании с одногруппником Палицы во главе стала выглядеть совсем некрасиво. Недавно выяснилось, что «Укртранснафта» платит заводам «Привата» в Кременчуге, Надворной и Дрогобыче около 2,5 млн грн в день за хранение… государственной нефти. Ранее сырье находилось в нефтепроводах той же «Укртранснафты» и не требовало дополнительных расходов на хранение. Но весной 2014-го под предлогом угрозы сепаратистов нефть была выкачана не только из сравнительно небольших восточных участков, но и из остальных, в частности, в Западной Украине, где никакой угрозы не было.

Да, следует уточнить, что «дурные» деньги «Укртранснафта» платит не за хранение, а за аренду резервуаров. «Не услуги по хранению, а аренда резервуаров — подобная формулировка позволила «Укртранснафте» обойти некоторые тендерные процедуры и обеспечивать такие проплаты», — подчеркивает источник ZN.UA в «Нафтогазе Украины», пожелавший остаться неназванным. Всего же по этой статье на структуры «Привата» ушло более 300 млн грн за последние полгода.

Говорят, упомянутые 300 млн позволили партнерам по коалиции, президенту и «западным партнерам» загнать Яценюка в угол: либо он дает отмашку набсовету «Укртранснафты», состоящему из сотрудников НАКа, на увольнение человека Коломойского, либо «вскрывается» окончательно. Источники в «Нафтогазе» говорят, что Яценюк команду дал, а формальной причиной голосования набсовета стал приказ министра энергетики и угольной промышленности Демчишина. «Для решения по временному отстранению председателя правления «Укртранснафты» директива Кабмина не нужна, достаточно приказа Минэнергоугольпрома», — утверждает источник в НАКе. В пользу информации о согласовании с премьером говорит и тот факт, что «Нафтола» полностью находится в его орбите влияния и вряд ли бы стал заниматься самодеятельностью.

Танец слона

Слоны умеют танцевать, это зрелище буквально завораживает, когда оно органично с природой, а не из-под палки погонщика. В случае с «Укртранснафтой» мы наблюдали танец слона в посудной лавке.

«Спецоперация» по увольнению Лазорко была проведена блестяще. Залогом успеха стал режим тишины, в результате чего «противник» не имел возможности предпринять контрмеры.

19 марта в 11.00 наблюдательный совет компании принимает решение об отстранении Лазорко и назначении временно исполняющим обязанности главы правления «Укртранснафты» Юрия Мирошника.

Около 12.00 новый руководитель вместе с главой набсовета Савченко прибывают в офис «Укртранснафты». Попытки охраны головного офиса компании забаррикадироваться быстро пресекают неизвестные люди в штатском, которые, как утверждают наши источники, были сотрудниками спецподразделения СБУ «Альфа» (эта деталь важна, так как указывает на участие президентской вертикали в процессе). Растерянный Лазорко был вынужден покинуть помещение.

«Чтобы не было возможности оспорить решение наблюдательного совета в суде, Лазорко не уволен, а отстранен на период с 19 марта по 10 августа 2015 г., то есть фактически до момента, когда истекает срок действия контракта с ним», — поясняет тонкости операции один из членов набсовета «Укртранснафты». Чуть позже Александр Лазорко на созванной в 16.00 пресс-конференции по сути скажет, что ему нечего предъявить — все по закону. Единственной претензией раскрасневшегося Александра Ивановича было то, что ему не объяснили причин увольнения. Может оно и так, только владелец, в нашем случае — государство, не обязан этого делать. Тем более что фигурант пока только отстранен.

Иначе заговорил днепропетровский губернатор, который вечером 19 марта нагрянул в офис «Укртранснафты» с автоматчиками и народными депутатами во главе с Виталием Хомутынником, который в этой ситуации также полностью «проявился». Коломойский заявил, что Юрий Мирошник «сам себя назначил», осуществил рейдерский захват и, как следует из его пламенной речи, является российским диверсантом.

Ирония судьбы заключается в том, что в июне 2009 г. «Приват» усадил Лазорко в кресло главы нефтетранспортной компании по тому же сценарию, по которому его сняли 19 марта 2015 г. Также было решение набсовета об отстранении главы правления Игоря Кирюшина, такая же толкотня с побитыми стеклами в офисе на Кутузова, 18. При этом Кирюшин, будучи далеко не ангелом, не откачивал почти 1 млн т нефти из вверенных ему нефтепроводов для последующей переработки и не терял объемы транспортировки нефти более чем в два раза, как это произошло при Лазорко (в 2014 г. по украинским нефтепроводам было транспортировано чуть более 17 млн т, тогда как в 2009-м — 38,5 млн).

Чего не было в 2009 г., так это днепропетровского или какого-либо другого госслужащего высокого ранга, который бы заявил, что поднял две тысячи бойцов и идет к президенту… на разговор об «Укртранснафте».

* * *

Итак, «Укртранснафта» на 100% принадлежит государству, и де-юре г-н Коломойский не имеет на нее никаких прав. Решение об отстранении Лазорко было принято при совместном участии Порошенко и Яценюка, и государство наконец-то показало, как оно должно и как оно может действовать.

Возможно, нужно просто подвести черту и не ставить приоритетом расследование деятельности компании на протяжении последних лет, сейчас есть с кем бороться. Эффект же будет в любом случае. Необходимо забирать нефть с «приватовских» НПЗ, потому что ее судьба теперь вызывает особые опасения. Стоимость хранящихся там 300 тыс. т нефти — около 4,5 млрд грн.

Далее. Возврат «Укртранснафты» под контроль государства обеспечит доступ всем желающим на торги по продаже нефти «Укрнафты», что создаст конкуренцию и благотворно скажется на цене. Сейчас же все понимают, что идти на аукцион «Укрнафты» бесполезно, поскольку «Укртранснафта» под любыми предлогами откажется качать купленный ресурс, кроме как на «приватовскую» «Укртатнафту» — в капкан, из которого не вырваться. Также не исключено, что госконтроль позволит резко нарастить показатели «Укрнафты» по добыче, а «Укртатнафты» — по переработке сырья. А это рента, акцизы и другие налоги в бюджет.

Теоретически открывается возможность для более гибких стратегических переговоров с нефтедобытчиками для привлечения нефтяного транзита. За последние годы все поняли, что беседа с «Укртранснафтой» — это разговор с «Приватом», а не с государством. Правда, надежды на возрождение былых объемов транзита малы — за последние шесть лет «большая» нефть нашла себе другие маршруты, изменить их будет крайне сложно.

Но все это будет только в том случае, если государство удержит «Укртранснафту» в своей орбите. Это крайне важный тест и для Порошенко, и для Яценюка.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти