Негативная оценка прозрачности ядерной программы Ирана бросила тень на месяцы напряженной дипломатии, направленной на восстановление всеобъемлющего ядерного соглашения Исламской республики с мировыми державами. Это имеет серьезные последствия для безопасности Ближнего Востока, глобального бизнеса и нефтяных рынков, передает worldoil.
Вопреки недавним оптимистическим заявлениям иранских и европейских официальных лиц, на переговорах в Вене сохраняются значительные разногласия по поводу того, как поступать с иранскими достижениями в области обогащения урана и отменой санкций США.
Во вторник, менее чем через день после того, как инспекторы МАГАТЭ распространили в австрийской столице два конфиденциальных отчета, которые рисуют далеко не радужную картину готовности Ирана снять озабоченность по поводу его прошлой и нынешней ядерной деятельности, высокопоставленный чиновник в Тегеране признал, что процесс заключения обновленного ядерного соглашения может занять еще два месяца.
Выводы МАГАТЭ, распространенные поздно вечером 31 мая среди дипломатов в Вене, станут предметом параллельной дипломатической встречи на следующей неделе, где Иран может подвергнуться формальному осуждению со стороны совета управляющих атомного агентства, в которое входит 35 стран.
Если Иран сочтет какое-либо осуждение слишком суровым, размолвка может внести еще большую резкость в переговоры в Вене. Их участники стремятся вновь ввести ограничения на ядерную деятельность Ирана в обмен на освобождение от санкций, введенных бывшим президентом США Дональдом Трампом.
Али Рабие, официальный представитель правительства Ирана, заявил во вторник, что хотя на пути к восстановлению соглашения «не было препятствий», президенту Хасану Рухани теперь, возможно, потребуется использовать все оставшееся время, доступное его администрации, для заключения ядерной сделки.
«Мы близки к взаимопониманию по основным ядерным вопросам, — сказал Рабие репортерам на телевизионной пресс-конференции. — Однако нам необходимо проработать некоторые разногласия».
Как президент, проведший на своем посту два срока, Рухани не может участвовать в выборах в Иране 18 июня. Он останется у власти до начала августа, но многие ожидают, что его сменит консервативный сторонник жесткой линии, более враждебный США и ядерной сделке.
Генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Мариано Гросси сообщил, что Иран продолжает препятствовать дипломатам, расследующим многолетние следы урана, обнаруженные на незадекларированных объектах.
Предположение аргентинского дипломата о том, что Иран может предоставлять неполную информацию, потенциально имеет серьезные последствия. Весь международный свод правил, который обеспечивает соблюдение МАГАТЭ, основан на проверке заявленного странами ядерного материала и связанной с ядерными программами деятельностью. Сбои в этом вопросе могут привести к обращению в Совет Безопасности ООН.
«Отсутствие прогресса в прояснении вопросов относительно правильности и полноты заявлений Ирана о гарантиях серьезно влияет на способность агентства обеспечивать уверенность в мирном характере ядерной программы Ирана», — говорится в документе.
Потенциально более тревожным является то, что иранские ограничения, наложенные на наблюдателей МАГАТЭ, подрывают международные гарантии, даже несмотря на то, что страна резко наращивает свою ядерную деятельность. Наблюдатели перечислили 15 областей в Иране, где они больше не могут выполнять свою работу, включая проверку цехов центрифуг и некоторых объектов по обогащению урана. У следователей агентства больше нет ежедневного доступа к ключевым иранским предприятиям по обогащению урана в Фордо или Натанзе.
«На деятельность агентства по проверке и мониторингу повлияло решение Ирана прекратить выполнение своих ядерных обязательств», — сказал Гросси.
Исторически такие выводы приводили к дипломатическому осуждению Ирана в форме резолюции МАГАТЭ. С 2003 г. в отношении страны было сделано более десятка таких ходатайств, включая последующее обращение в Совет Безопасности в 2006 г., вызвавшее последующие волны международных санкций, которые действуют и поныне.
В связи с тем, что переговоры по ядерной программе находятся в самом разгаре и приближаются выборы в Иране, посланники МАГАТЭ могут проявлять большую сдержанность на встрече 7 июня. Иран пригрозил сорвать временный механизм наблюдения, если он столкнется с осуждением на последнем заседании совета директоров МАГАТЭ.
Посланникам придется решить, требует ли воссоздание интрузивных ядерных инспекций, которые многие мировые державы считают наиболее важным элементом ядерной сделки 2015 г., дипломатического принуждения или диалога.
Успех в Вене может обеспечить приток значительных объемов иранской нефти на мировые рынки и ослабить напряженность в Персидском заливе, которая усилилась во время конфронтации между администрацией Трампа и Тегераном.
Справка enkorr
Сообщения о затягивании ядерных переговоров мировых держав с Ираном привели к резкому росту мировых цен на нефть. Стоимость барреля августовской нефти Brent 1 июня к 16:30 по Киеву составила $71,00 (+2,42%). При этом максимальная цена североморской эталонной смеси в ходе торгов достигала $71,32/барр., свидетельствуют данные Investing.com.
Баррель нефти WTI вырос на 3,30% — до $68,51. Максимальная цена западно-техасского бенчмарка в ходе торгов составила $68,82 за баррель.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти