Вслед за моторным топливом, подорожавшим с начала года в Росси на 20–30%, стремительно дорожает реактивное топливо. Это разрывает балансы авиаперевозчиков, не успевших оправиться от катастрофического 2020 г., передает oilexp.
На торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) стоимость топлива для реактивных двигателей 1 октября второй день подряд устанавливает исторический рекорд — ₽53,285 тыс./т. За день керосин подорожал на 0,73%, с начала недели — на 4%, а с начала года — на 34%.
Текущие цены на авиатопливо в РФ на 15% превышают значения докризисного 2019 г., хотя объемы перевозок у компаний остаются меньше на 18% — 71 млн пассажиров, по данным за январь-август.
Ситуация жуткая, говорит совладелица и председатель совета директоров авиакомпании S7 Group Татьяна Филева: «Раньше мы грузили сильно меньше 40 тысяч рублей за тонну, а сейчас — почти под 50» (цитата по Tourdom).
Новый удар по перевозчикам пришелся на низкий сезон: в IV квартале спрос на перелеты традиционно падает, отмечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
«Со стоимостью авиакеросина [в России] примерно того же характера проблемы, что и с регулярным подорожанием бензина, — рассуждает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. — Но по бензину есть хотя бы худо-бедно действующий механизм так называемого демпфера. Государство доплачивает отрасли до 2/3 разницы между высокими экспортными и удерживаемыми временами в узде внутренними ценами. От роста цены на авиакеросин перевозчики по-настоящему ничем не застрахованы, кроме периодических увещеваний производителей керосина властями».
Если российским авиакомпаниям не предоставят компенсаций, то начнут дорожать авиабилеты, а в среднем прибавка составит не меньше 12–15%, прогнозирует Пушкарев: «Поскольку цены на авиационное топливо уже подскочили, то быстро запихнуть этого джинна обратно в бутылку будет сложно».
Маловероятно, что в нынешней ситуации авиакомпаниям РФ удалось бы в полной мере компенсировать рост издержек на авиационное топливо, сомневается Пантелеев: ситуация с COVID-19 не улучшается, а спрос на перелеты очень эластичен, люди просто не могут позволить себе платить больше.
«По итогам IV квартала собственникам авиакомпаний будет грустно смотреть на бухгалтерскую отчетность», — добавляет эксперт.
Покупательная способность на рынке — низкая, подтверждает Филева: «Никто переплачивать ни за что не готов». В связи с этим сохраняются риски банкротства авиакомпаний, так как перевозки в целом убыточны, говорит Пантелеев, оговариваясь, впрочем, что громких потрясений не предвидится: «Крупные перевозчики либо имеют достаточный запас ликвидности, либо могут рассчитывать на поддержку акционеров».
Как сообщал enkorr, Кабинет министров Украины постановлением №523 от 26 мая утвердил технический регламент относительно требований к авиационному бензину и топливам для реактивных двигателей, передает «Интерфакс-Украина».
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти