В 2019 г. баланс украинского рынка дизельного топлива вырос на 7,3%, до 6,99 млн т, по сравнению с 2018 г. (6,52 млн т). Годовой объем рынка достиг максимального значения за весь период наблюдений (с 2004 г.). Об этом говорится в пресс-релизе «Консалтинговой группы А-95».
Внутреннее производство ДТ повысилось на 10% — до 812 тыс. т. Его доля в общем балансе рынка выросла 0,3 п. п. и составила 11,6%. Кременчугский НПЗ «Укртатнафты» произвел оценочно 725 тыс. т (+11%), Шебелинский ГПЗ «Укргаздобычи» — 87 тыс. т (+2%).
По данным «А-95», импорт увеличился на 6,9%, до 6,18 млн т. Крупнейшим источником поставки ДТ в Украину остается Российская Федерация, при этом ее доля в балансе сократилась с 41,5% в 2018 г. до 35,7% в 2019 г.
Объем импорта российского ДТ в прошлом году уменьшился на 7,8% (на 211 тыс. т), до 2,5 млн т. Снижение поставок обусловлено приостановкой с августа работы трубопровода «ПрикарпатЗападтранс», впоследствии введения специальной пошлины. В итоге импорт по трубопроводу в 2019 г. сократился на 38% (на 750 тыс. т), до 1,23 млн т.
Введение пошлин привело к изменению логистической схемы поставок российского ДТ в Украину — росту отгрузок с трубопроводного терминала в Гомеле (Беларусь) на 98%, до 860 тыс. т и прямых ж/д-поставок через восточную границу на 122%, до 398 тыс. т.
Импорт из Беларуси в 2019 г. увеличился на 14,8% — до 2,47 млн т, а доля в балансе повысилась с 33,1% в 2018 г., до 35,4%. Этот рост стал возможным благодаря рекордным отгрузкам белорусскими НПЗ в августе-сентябре в объеме более 300 тыс. т/месяц, которые позволили удовлетворить спрос на украинском рынке после остановки «ПрикарпатЗападтранса».
Поставки из Литвы в 2019 г. увеличились на 9,4%, до 499 тыс. т, а доля литовского топлива в балансе рынка выросла до 7,1%.
Импорт по морю в 2019 г. вырос на 25% (на 142 тыс. т), до 702 тыс. т, а его доля в балансе рынка повысилась до 10%. Это максимальный годовой объем морских поставок ДТ на украинский рынок за обозримый период.
Аналитики «Консалтинговой группы А-95» подчеркивают, что рост рынка ДТ на 50% (около 250 тыс. т) был обеспечен благодаря ликвидации схемы по смешиванию ДТ с авиационным керосином. Это произошло вследствие ужесточения контроля за целевым использованием авиатоплива путем изменения налогового законодательства, что было инициировано участниками рынка.
«На дизельное топливо приходится 70% в балансе моторных топлив Украины, зависимость от импортных поставок составляет почти 90%. Это говорит о важности создания диверсифицированной системы поставок, притом как путем увеличения внутреннего производства, так и максимальной облегченности импортных поставок. Это позволит не только наладить стабильное обеспечение, но и снизить закупочные цены, которые пока остаются максимальными в регионе», — заявил директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти