В начало

Проверки АЗС запрещать нельзя — эксперт

Также доступно на украинском языке

Директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн считает, что в анонсированном вчера президентом Владимиром Зеленским пакете мер по стимулированию экономики есть крайне вредная для страны позиция. Речь – о моратории на проверки бизнеса. Об этом он написал на своей странице в Facebook.

«Очень круто, – пишет эксперт, – что украинский бизнес консолидируется и власти осознали важность мобилизации внутренних резервов страны. На примере топливного рынка я показал, что Украина имеет огромный потенциал как для снижения своей критической энергозависимости, так и для загрузки внутренней инфраструктуры. Например, увеличение переработки нефти влечет за собой наращивание загрузки портов, нефтетранспортной системы, «Укрзализныци».

Говоря о вчерашнем заявлении Зеленского, С.Куюн акцентирует, что глава государства собирает большой бизнес, готовит пакет мер по стимулированию экономики. Тем не менее, одна из прозвучавших мер, по мнению директора «А-95», просто вредная. Речь о моратории на проверки бизнеса.

Сергей Куюн напоминает, что на эти грабли наступали уже дважды. В первый раз – в 2014-2015 годах, когда это привело к лавинообразному росту нелегальных заправок, которые начали появляться буквально на автобусных остановках. «Результаты мы отхаркиваем до сих пор: те нелегальные станции были преимущественно газовыми, налогов не платили, инвестиционной нагрузки не несли. За счет необъективно низкой цены они раскачали спрос на газ и загнали нас в новую газовую зависимость, – пишет С.Куюн. – И теперь мы крупнейший в мире потребитель газа на транспорте, который полностью зависит от импорта, а точнее – от России».

Во второй раз это произошло во время карантина 2020 года, когда тоже ограничили проверки и получили небывалый расцвет теневого рынка топлива. «Полмиллиона тонн нефти и газоконденсата, добываемые частными компаниями, идут на мини-НПЗ. Тогда их не смогли закрыть из-за моратория, а теперь – из-за того, что они стали настолько мощными, что уже коррумпируют любого проверяющего на уровне центрального офиса и даже начали играть в политику. Мол, мы тут в регионах решаем», – подытожил эксперт.

Он также отметил, что «схематоз» накрыл и розничный рынок, сославшись на опубликованный ранее налоговый рейтинг за 2020 год, в котором разница в налоговой нагрузке на проданный литр между №1 и №10 по числу АЗС составила 22 (!) раза.

«И что, дальше будем смотреть на это? Но ведь смысл экономической мобилизации в увеличении бюджетных поступлений. Кроме того, сохранение такой ситуации будет автоматически бить по легальной части рынка, которую Зеленский собирается собирать и защищать.

Запрещать проверки нельзя! Легальный рынок будет платить, как и раньше, а нелегальный – развивать свою деятельность, чувствуя безнаказанность. Это уже доказано практикой», – пишет С.Куюн.  

Он также отметил, что наибольшее развитие за последние годы отмечаются у сетей с минимальной налоговой нагрузкой. И теперь они продают еще больше безналогового топлива.

А чтобы от этого избавиться, налоговики, по мнению директора «А-95», должны разработать понятный индикатив, условно – 1 грн с литра – и с пристрастием задавать вопросы тем, кто платит меньше. И эффективность такого подхода уже осознали сами налоговики.

Также, отмечает Сергей Куюн, нельзя ограничивать, а «необходимо даже ужесточить проверки объектов повышенный опасности, которые в частности содержат установки по переработке углеводородов».

По данным Консалтинговой группы «А-95», из-за нелегального производства нефтепродуктов на мини-НПЗ и нефтебазах, а также из-за нарушений кассовой дисциплины на АЗС государственный бюджет Украины в 2021 г. недополучил более 22 млрд грн акциза и НДС, что на 21% больше, чем в 2020 г..

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти