В начало

Правительство не должно допустить увеличения поставок нефтепродуктов из России — «А-95»

Также доступно на украинском языке

Кабинету министров Украины необходимо обратить внимание на сохраняющуюся высокую импортозависимость страны в сфере нефтепродуктообеспечения и, в частности, не допустить увеличения поставок из России. Об этом говорится в пресс-релизе Консалтинговой группы «А-95».

По данным группы, за 11 месяцев 2021 года импорт дизельного топлива составил 85% от баланса рынка, что фактически отвечает уровню предыдущего года (84%). В то же время в структуре поставок произошли позитивные изменения.

Доля российского импорта снизилась до 24% (1,779 млн т), тогда как в 2020 году был установлен исторический рекорд поставок из РФ – 2,614 млн т, что составило 35% рынка. Максимальная доля российского ДТ была достигнута в 2018 году – 40% (2,597 млн т).

Падение поставок из крупнейшего источника привело к увеличению импорта дизтоплива через морские порты с 775 тыс. т в 2020 году до 1,1 млн т за 11 мес. 2021 г.. Доля этого канала снабжения рынка выросла с 10% до 15% соответственно.

В «А-95» отмечают, что на максимальных оборотах в последние семь лет находится и украинская нефтепереработка.

«Главной причиной позитивных изменений в структуре поставок стала остановка прокачек дизтоплива по нефтепродуктопроводу «Прикарпатзападтранс». Соответственно, это и есть необходимое, пускай и не полностью достаточное условие для сохранения и дальнейшего развития диверсификации источников поставок топлива в Украину», – говорит директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

По мнению эксперта, Кабмин как минимум должен продлить 4%-ую пошлину на трубопроводные поставки российского дизтоплива, действие которой заканчивается 31 декабря 2021 года.

«Отмена пошлины откроет путь массированным прокачкам в объеме 100-150 тыс. т дизтоплива в месяц, что в сумме с ж/д поставками увеличит долю России до 50% украинского рынка. Это неразумно и очень опасно, особенно в условиях новой политической эскалации», – считают в «А-95».

По мнению экспертов, для снижения импортозависимости в топливной сфере правительство должно стимулировать увеличение нефтепереработки путем защиты внутреннего производителя, а также с помощью стимулирующих тарифов на импорт сырья и экспорт нефтепродуктов.

Аналогичные меры в комплексе с обеспечением достаточных железнодорожных мощностей необходимы для дальнейшего наращивания «морского» импорта топлива.

«Потенциал украинских НПЗ и морских портов способен полностью покрыть потребности Украины в бензине и авиатопливе, а также может сократить импорт дизельного топлива из России и Беларуси более чем на 50%, до суммарных 30-35%. Одновременно государство получит резкий рост доходов от загрузки НПЗ, портов, железной дороги и нефтетранспортной системы», – заявили в Консалтинговой группе «А-95».

Напомним, в декабре 2020 г. Кабинет министров Украины на год продлил действие 4-процентной специальной пошлины на поставляемое из РФ трубопроводным транспортом дизельное топливо, а также 3-процентной пошлины на российский сжиженный газ и спецпошлины в размере 65% на импорт из РФ всех типов угля, за исключением антрацитового, коксующегося и битуминозного.

Спецпошлины были введены правительством Украины 17 июля 2019 г. в ответ на введение ограничительных мер со стороны Российской Федерации.

 

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти