В начало

Нестабильный Казахстан стал фактором риска для энергетических рынков

Казахстан был своеобразной аномалией в нестабильной Центральной Азии. Годы стабильности в стране подтолкнули экономику богатого природными ресурсами государства к многократному росту за последние два десятилетия. Этому также способствовали миллиардные инвестиции таких глобальных компаний, как Chevron и французской TotalEnergies, пишет DW.

Однако бывшую республику Советского Союза потрясла самая жестокая за 30 лет независимости волна насилия. Дни беспорядков, первоначально вызванных ростом цен на топливо и в конечном итоге переросших в восстание против коррупции и кумовства, побудили президента Касым-Жомарта Токаева объявить чрезвычайное положение и запросить войска у России и ее союзников для подавления протестов.

Демонстрации и последовавшие за ними репрессии на территории крупнейшего в мире экспортера урана и крупного производителя нефти и газа вызвали беспокойство у инвесторов. Они опасаются, что социальные и политические волнения могут подорвать репутацию Казахстана как надежного направления для инвестиций.

«Как правило, какая бы администрация ни вышла из беспорядков, она будет помнить, что ПИИ [прямые иностранные инвестиции] — это золотой гусь, которому нельзя мешать нести [золотые] яйца, — сказал DW экономист Тимоти Эш, эксперт по региону. — Есть уверенность, что сектор природных ресурсов останется относительно изолированным [от внутриполитических проблем]. Обнадеживает и то, что не было серьезных сбоев в производстве энергии и сырья».

«Интересный вопрос: если усилия правительства по подавлению протестов будут очень жестокими, будут ли западные правительства вынуждены ввести санкции, как в отношении Беларуси? Как это повлияет на инвестиции в Казахстан? — спросил Эш. — Я предполагаю, что Запад вполне может принять более прагматичный подход к вопросам ESG [экологической, социальной и управленческой] деятельности, учитывая важность Казахстана для глобальных цепочек поставок».

Казахстан, входящий в группу ОПЕК+, является крупнейшим производителем нефти в Центральной Азии, добывая около 1,6 млн барр. сырой нефти в сутки. Бóльшая часть добываемого ископаемого топлива отправляется за границу, в том числе в Европейский Союз и Китай. Страна занимает 12-е место в мире по доказанным запасам нефти с 30 млрд барр. запасов сырой нефти.

С 1991 г. сектор углеводородов привлек около 60% ПИИ в Казахстан и обеспечивает более половины экспортных доходов страны. Крупнейшие мировые нефтяные компании, такие как ExxonMobil, Chevron, итальянская Eni и французская TotalEnergies, на протяжении многих лет инвестировали миллиарды долларов в страну, способствуя росту ее добычи нефти и газа.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2018 г. страна занимала девятое место в мире по экспорту угля и сырой нефти и 12-е место — по экспорту природного газа. Около 80% ежегодного экспорта нефти Казахстана отправляется в Европейский Союз.

Нынешние протесты еще не повлияли на добычу на трех крупнейших нефтяных месторождениях Казахстана — Тенгизе, управляемом консорциумом во главе с Chevron, а также Кашагане и Карачаганаке, принадлежащим Shell.

«[Беспорядки в Казахстане] происходят в то время, когда ОПЕК+ изо всех сил пытается выполнить свои квоты добычи, что оказывает повышательное давление на цены на нефть. Если мы увидим дальнейшие перебои в работе, цены могут подняться выше своего октябрьского пика, и в зависимости от уровня сбоев могут вплотную приблизиться к трехзначным цифрам», — сказал DW Крейг Эрлам, старший рыночный аналитик OANDA.

Как сообщал enkorr, 6 января на фоне массовых протестов в Казахстане нефть марки Brent подорожала до $82,33 (+1,89%). Баррель февральской нефти WTI торговался по $79,79 (+2,48%).

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти