В начало

Инициативы НПЗ по акцизам и пошлинам не приведут к желаемому результату — эксперт

Введение пошлин и повышение акциза на сжиженный газ не решат проблемы украинских НПЗ с реализацией бензина. Об этом в колонке для издания «Лига.Бизнес» пишет аналитик «Консалтинговой группы А-95» Артем Куюн.

«Сжиженный газ — кость в горле украинских нефтепереработчиков. Вернее, они сами так считают и не перестают повторять мантру «газ — это вредно, его потребление надо сокращать». Газ действительно заместил 1 млн тонн бензина за последние шесть  лет. Но НПЗ продолжают выпускать бензин и сталкиваются с проблемами его продаж», — пишет автор.

Устранить эту проблему производители решили путем введения пошлин и квот на импорт, а также повышения ставки акцизного налога. Эти действия, по задумке группы «Приват» и НАК «Нафтогаз Украины», приведут к повышению цены на газ и возврату потребителей к использованию бензина.

«В одной из записок чиновникам, которая попалась мне на глаза, был и обозначен желаемый объем рынка сжиженного газа — 0,9 млн тонн LPG в год (в 2019 г. потребление превысило 2 млн т. — Прим.). Лишь в таком случае переработку нефти на «Укртатнафте» в «долгосрочной перспективе» можно будет нарастить до 7 млн тонн. По сути, нам надо провернуть фарш назад: вернуться к структуре потребления 2013 года», — пишет автор.

Введение пошлины на российский СУГ на уровне 8,46% приведет к росту цены на 60 коп./л. Установление максимально предложенной ставки акциза на пропан-бутан €168/тыс. л поднимет розничную цену еще на 4,1 грн/л, но этого будет недостаточно, чтобы потребитель вернулся к бензину, считает эксперт.

«Если наложить эту перспективу на текущую ситуацию, мы получим стоимость газа на колонке 15 грн/л против 20 грн/л на бензин (это если дисконты отбросить). Как видим, все равно газ дешевле, а значит, на бензин никто не перейдет. Да, скорее всего новых инсталляций газобаллонного оборудования не будет, но 2 млн тонн потребления никуда не исчезнет», — поясняет эксперт.

Даже если выровнять цены и, по сути, устранить рынок СУГ, это все равно не решит проблему реализации бензинов украинскими НПЗ.

«Импорт никто отменял. Белорусы перелиты бензином, поляки и литовцы тоже. Да и морские поставки никто не отменял. Что с этим будем делать, товарищи нефтепереработчики? Будем пошлину на весь мир вводить?» — задается вопросом Артем Куюн.

Повысить продажи бензинов на НПЗ можно путем ликвидации нелегальних мини-НПЗ, которые по разным оценкам занимают от 10 до 15%, ежемесячно выпуская 30 000 тонн контрафактного топлива.

Проблема реализации бензина это не только украинская проблема, его потребление упало во всем мире, и многие производители сталкиваются с подобными вызовами. Одним из решений является использование бензинов в нефтехимическом производстве.

«Карпатнефтехим» тащит прямогонный бензин с моря. Почему этот продукт не может поставлять Кременчуг или Шебелинка? А это 243 000 тонн за пять месяцев 2020 года или треть потребления бензина в стране. Приходилось слышать, что есть нормативные неувязки, «выскакивает» акциз. Так лоббируйте изменение законов! Неужели это сложнее, чем нагнуть миллионы автовладельцев?» — отмечает Артем Куюн.

Варианты выхода из «бензинового» тупика есть, и они совершенно не такие, как видят для себя нефтепереработчики, отмечает автор.

«Они сложнее, но по сути безальтернативные. Нельзя просто отгородиться от всего мира пошлинами и обложить безумными акцизами людей. Нужно больше инвестировать и сильнее бороться. Легких решений здесь нет», — резюмировал Артем Куюн.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти