В начало

«Черная пятница»: цены на нефть упали на 11‒13%

По итогам последних торгов уходящей недели мировые цены на нефть рухнули на 11‒13%. Отчасти это вызвано выпуском сырья из стратегических нефтяных запасов (SPR) США, формально поддержанным Великобританией, Индией, Китаем, Южной Кореей и Японией. Но главной причиной стал испуг инвесторов из-за появления новой версии коронавируса — «Омикрон».

Всего за одну торговую сессию мировые эталоны подешевели на $9,31 и $10,22 соответственно. На закрытии пятничных торгов цены на январскую нефть марки Brent составили $72,91 (-11,32%). Баррель январской нефти WTI окончил неделю на уровне $68,17 (-13,04%). Столь низкие показатели последний раз наблюдались 27 августа и 10 сентября соответственно, а по динамике суточного падения это седьмой худший результат за историю наблюдений.

Нефть упала вместе с мировыми финансовыми рынками из-за опасений, что быстрое распространение Covid Omicron  может замедлить восстановление мировой экономики и, как следствие, обвалит спрос на топливо. Великобритания и ряд европейских государств, а также Соединенные Штаты уже ограничили въезд из южной части Африки, где был обнаружен новый штамм.

Согласно оценкам специалистов, «Омикрон» гораздо опаснее штамма «Дельта», поскольку более заразен и, по результатам первичных исследований, устойчив к существующим вакцинам. Как заявили представители одного из фармацевтических гигантов, на разработку вакцины против новой версии коронавируса может потребоваться до двух месяцев.

Вторым по значимости медвежьим фактором оказался выпуск Соединенными Штатами сырья из стратегического нефтяного резерва (SPR), в результате чего на рынке может появиться до 50 млн новых баррелей. Эта цифра увеличится до 70‒80 млн барр. (потенциально до 100 млн барр.) в зависимости от того, какие объемы стратегического сырья выпустят Великобритания, Индия, Китай, Южная Корея и Япония.

Отраслевые эксперты скептически отнеслись к затее с SRP. Они отмечают, что, во-первых, этого недостаточно для долговременного влияния на рынок. Во-вторых, участники группы ОПЕК+ в качестве контрмеры могут приостановить план по ежемесячному увеличению добычи на 400 тыс. барр./сут. (б/с) на период до сентября 2022 г..

По оценкам аналитиков, консультирующих подписантов сделки ОПЕК+, совместный выпуск нефти из SPR приведет к тому, что к концу текущего года избыток предложения составит 1,1 млн б/с.

Совет Экономической комиссии (ECB) ожидает, что в декабре 2021 г. профицит достигнет 400 тыс. барр./сут. (б/с), но в январе 2022 г. он увеличится до 2,3 млн б/с, а в феврале — до 3,7 млн б/с, если страны-потребители высвободят достаточный объем нефти из аварийных запасов.

Зарубежные СМИ сообщили, что Кувейт и ОАЭ выступили против якобы согласованной позиции РФ и Саудовской Аравии, предусматривающей приостановку программы ежемесячного увеличения добычи на 400 тыс. барр./сут. (б/с). Таким образом, в преддверии назначенного на 2 декабря министерского саммита у ОПЕК+ нет согласованной политики в сфере нефтедобычи.

Строго говоря, недопоставки сырья на мировые рынки группа ОПЕК+ практикует уже несколько месяцев.

Подписанты одноименной сделки в октябре исполнили ее на 116%. При этом страны-участницы ОПЕК исполнили обязательства по сделке на 121%, а нефтедобывающие государства, не входящие в картель, — на 106%.

В августе сделка была выполнена на 119%, в сентябре — на 115%. В результате недопоставки сырья по отношению к утвержденным планам составили в августе 1 млн б/с, в сентябре и октябре — по 700 тыс. б/с.

Достичь исполнения согласованных квот не смогли Нигерия, Ангола, Конго, Экваториальная Гвинея. Но это ‒ не главное.

Российские нефтяные компании (НК) уже практически исчерпали свободные мощности по добыче нефти.

Как заявил вице-президент «Лукойла» Павел Жданов, на начало ноября объем незадействованных мощностей составлял 30 тыс. барр./сут. (б/с). Иными словами, НК почти на 90% восстановила добычу на скважинах относительно мая 2020 г., когда была возобновлена сделка ОПЕК+.

Замглавы «Газпром нефти» Алексей Янкевич рассказал, что свободные добычные мощности компании будут исчерпаны к концу текущего года.

У «Роснефти» же таковых, похоже, больше не осталось. Вице-президент компании Эрик Лирон в августе оценивал свободные мощности в 180 тыс. б/с, однако 12 ноября он заявил в ходе телефонной конференции, что компания использовала эти мощности досрочно.

Такая ситуация может подтолкнуть участников группы ОПЕК+ к принятию решения о приостановке исполнения плана по увеличению нефтедобычи.

Следующая неделя во многом будет определяющей для динамики цен на нефть. Они подскочат, если международный нефтяной картель и его союзники примут решение не увеличивать нефтедобычу в январе 2022 г.. Но если окажется, что Covid Omicron действительно устойчив к существующим вакцинам против коронавируса, мировая экономика будет отброшена в март-апрель 2020 г. с глобальными карантинами, запретами на перемещения и обвалом спроса на топливо.

По материалам Investing.com, Reuters, enkorr

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти