В начало

Благодаря господдержке в России стабильно растет потребление газомоторного топлива

Потребление газомоторного топлива в РФ растет на фоне мер поддержки со стороны государства. Так, за последние пять лет оно выросло примерно в 2,5 раза, говорил в 2019 г. председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков. По данным VYGON Consulting, в 2014 г. потребление ГМТ в России составило 465 млрд куб. м, в 2016 г. – 545 млрд куб. м, в 2018 г. – 680 млрд куб. м, передают «Ведомости».

Карантинные меры и режим самоизоляции, на который вынуждены были переходить россияне весной 2020 г., притормозили его темпы (рост в 2019 г. составлял порядка 30%), но не изменили положительного тренда.

Сегодня в качестве ГМТ в РФ по большей части применяется сжиженный углеводородный газ (нефтяной газ, или пропан-бутан) либо компримированный газ (метан). По данным «Газпром газомоторное топливо» (ДК «Газпрома»), на конец 2020 г. в России насчитывалось 530 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), из которых 353 принадлежат «Газпрому». С марта прошлого года в стране появилось около 50 новых газовых АЗС.

В Минэнерго РФ говорят, что главная причина устойчивого роста спроса на газ в качестве автомобильного топлива — его низкая цена (в среднем 19,48 руб. за 1 куб. м, что в 2,5–3 раза дешевле бензина), а также государственные меры поддержки. С 2013 г. действуют федеральные субсидии на перевод транспорта на ГМТ; весной 2020 г. была запущена новая программа до 2024 г. на 19,3 млрд руб.. Она предусматривает возврат автовладельцу 60% затрат на установку газобаллонного оборудования. Кроме того, «Газпром газомоторное топливо» компенсирует ее участнику еще 30% затрат (таким образом, общая скидка доходит до 90%). В среднем переоборудовать автомобиль стоит от 90 000 руб. для легковых автомобилей до 300 000 руб. для грузовиков.

Ожидается, что по итогам госпрограммы к 2024 г. объем потребления ГМТ увеличится до 2,7 млрд куб. м в год, количество АГНКС вырастет до 1 273. Количество автотранспорта на газе вырастет со 155 000 единиц в середине 2020 г. до около 200 000 единиц к 2024 г..

Главная причина, которая тормозит массовый перевод автотранспорта на ГМТ в России, – необходимость создания технически сложной заправочной инфраструктуры, говорят в «Газпром газомоторное топливо». Развитию сети АГНКС также препятствуют более высокие капзатраты: стоимость одной газовой автозаправочной станции составляет от 100 млн до 200 млн руб., в то время как цена бензиновой АЗС начинается от 5–6 млн руб., отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Эксперт добавляет, что перевод транспорта на газ в качестве более дешевого топлива выгоден прежде всего для коммерческого сектора и общественного транспорта – владельцев LCV, грузовиков, автобусов. Но в стране не хватает газозаправочной инфраструктуры для более комфортного перехода на этот вид топлива. В свою очередь, инвесторы начнут активно вкладывать в строительство АГНКС, только когда будет достигнута критическая масса машин на метане (в противном случае это будет невыгодно), говорит Юшков.

В этом году потребление газомоторного топлива, согласно целевым показателям госпрограммы, вырастет до 1,36 млрд куб. м (+24%). Аналитик VYGON Consulting Иван Тимонин считает, что этот показатель вполне достижим и, вероятно, даже будет перевыполнен.

Напомним, по данным «Консалтинговой группы «А-95», потребление автогаза в Украине в 2020 г. увеличилось на 3%, или на 55 тыс. т, по сравнению с 2019 г. и составило 1,98 млн. т.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти