АО «Укрзализныця» искусственно ограничивает конкуренцию на тендерах по закупке масел и приобретает их с наценкой до 56% от рыночной цены. Из-за этого железнодорожный оператор ежегодно переплачивает около 150 млн грн. Об этом в статье «Как по маслу» для «Зеркала недели» пишет директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
«Ярким примером сохраняющихся «мутных» схем являются закупки масел и смазочных материалов. Здесь весь классический набор: и искусственное ограничение конкуренции, и народные депутаты, и завышенные цены. Результат — около 150 млн грн переплаты в год», — пишет Сергей Куюн.
Как отмечает автор, чтобы поставлять масла для железной дороги нужно пройти специальную аккредитацию. «Несложно догадаться, что чистилище удается преодолеть далеко не всем, а точнее, только двум производителям: бердянскому «Агринолу» и столичному КСМ. Они делят между собой 99% поставок смазочных материалов в течение последних трех лет», — отмечает директор «А-95».
Также вызывает сомнение принцип формирования лотов. УЗ включает в один лот 7–9 разных видов масла, при этом их объемы могут отличаться в 500 раз.
«В этих маленьких позициях есть большая хитрость: в тендерной документации по ним прописаны технические условия, которые есть только у «Агринола» и КСМ. Ты можешь предложить шесть позиций из семи на 99% объема лота, но из-за оставшегося 1% тебя «снесут» с торгов», — объясняет один из поставщиков масел. По его словам, к таким «хитрым» позициям, например, относятся масла типа МПТ-2м или ГТ-50.
В итоге УЗ устанавливает цены на тендерах по закупке масел в среднем на 56% выше рыночной цены. «Самое ходовое масло М-14В2 стоит 28 300 грн/т, тогда как «Укрзализныця» была готова закупать его в апреле по 37 474 грн/т, или на 32,4% дороже. Вторая востребованная марка М-14Г2ЦС предлагалась на рынке в среднем по 33 500 грн/т, а перевозчик был готов платить на 28,3% дороже — 43 163 грн/т. Цена двух позиций — Литола-24 и масла графитового — оказалась ниже ожидаемой «железкой» цены в два раза», — пишет автор.
«На максимальных в стране объемах УЗ имеет все основания требовать дисконт, но, как видим, вместо этого соглашается на 56-процентные премии», — резюмирует директор «А-95».
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти