При нынешней модели организации биржевого рынка усиливающейся волатильности нефтяных котировок не избежать. Такое мнение выразил профессор Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина Андрей Конопляник в эфире «РБК-ТВ».
«Человечество создало на мировом рынке нефти не столь любимую мной англосаксонскую модель организации рынка, где цена нефти определяется по биржевым котировкам как баланс спроса и предложения, построенным не на реальной экономике, а на ожиданиях огромной группы игроков, многие из которых к нефти не имеют никакого отношения, их интересы лежат за пределами нефтяной сферы», – сказал А. Конопляник.
Эксперт отметил, что политический кризис на Ближнем Востоке «с точки зрения баланса спроса и предложения никакой роли не играет».
А. Конопляник напомнил, что после того, как биржевое ценообразование на нефть стало доминирующим с 1986 г., постепенно стали утрачиваться стимулы для инвестиций, «потому что биржевое ценообразование не дает устойчивых сигналов для инвесторов».
По его словам, в 1990-е гг. цены болтались в диапазоне $10-25/барр., что привело к недоинвестированию нефтяной отрасли, что, в свою очередь, стало причиной роста издержек, начиная с 2000 г.
В 2003-2004 гг. активно начал расти спрос в развивающихся странах, в Китае, в Индии.
«Это объективно добавило роста спроса на физическую нефть. Стали возрастать цены. И вот тогда, в ожидании дальнейшего роста цен, сюда стали приходить финансовые спекулянты, потому что инвестиционные банки стали предлагать достаточно большой спектр легких для инвестирования инструментов», – сказал А. Конопляник, добавив, что «вот эта комбинация и привела к ситуации 2008 г.».
Профессор отметил, что «большая двадцатка» после событий 2008 г. в свою повестку включила пересмотр модели регулирования финансовых рынков.
«Цена нефти на рынках сегодня – это финансовая цена, это цена на финансовые инструменты, и она отражает не баланс спроса и предложения на физическую нефть, не баланс добычи и потребления, не баланс поставок и спроса, где имеют значение также коммерческие запасы, а баланс спроса и предложения на привязанные к нефти финансовые деривативы, финансовые инструменты. Поэтому нам не избежать сегодня, возможно, усиливающегося размаха колебаний нефтяных котировок, если названная модель будет сохранена», – считает он.
Эксперт добавил, что альтернатива существующей модели пока не предлагается. «Я не вижу пока предложений от G20, от институтов, которые работают по ее заданию, предложений, каким образом можно эту волатильность нефтяного рынка уменьшить», – сказал он.
Вместе с тем А. Конопляник считаем крайне маловероятным «катастрофический сценарий развития событий».
«Я думаю, что повторения кризиса 2008 г. мы не испытаем. Однако существенные колебания в пределах этого диапазона, но в меньшей, конечно, вилке, наверное, будут», – заключил он.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти