В начало

Топ-5 новостей недели от Сергея Куюна (18–22 ноября)

ОККО положила глаз на Херсон, «Укрнафта» забила на требования Кабмина, карательный меч сверкнул в Житомире, «Торум» и «Анви» тренируют УЗ, а «Приват» теснит импортеров.

Херсонская нефтеперевалка продана за 200 млн грн

Нечасто у нас в отрасли что-то продают, а поэтому интерес к таким событиям всегда высокий. По имеющимся данным, на объект претендовало пять участников (имена система не раскрывает), один из которых за минуту до конца торгов резко повысил ставку со 161 до 200 млн грн и в итоге выиграл.

По моим сведениям, среди участников были «приватовцы», контрабандисты времен Курченко, фирма из пула Сергея Тигипко, компания из орбиты группы Wexler и участник, действующий в интересах «Галнафтогаза» (ОККО).

«Привату» актив интересен для монополизации морской перевалочной инфраструктуры, где они и так контролируют крупнейшие комплексы в Одессе и Черноморске (более 90% мощностей). Неприятности у операторов перевалок в Николаеве и Херсоне сразу после президентских выборов напрямую и опосредованно связывают с «Приватом».

В тот же период «прикра несподіванка» ожидала и дизельный нефтепродуктопровод «ПрикарпатЗападтранс», который связывают с Виктором Медведчуком: на поставки российского продукта по трубе была введена пошлина и он остановился. Нельзя сказать, что от этого выиграл только Коломойский, но заговорили об увеличении поставок нефти на «Укртатнафте» (контролируется Коломойским) и оживились морские перевалки. Из 345 тыс. т «морского» импорта ДТ 120 тыс. т в августе-октябре пришлось на «Приват».

А на прошлой неделе «Укртатнафта» заявила, что будет готовить обращение в правительство для введения пошлин и на железнодорожные поставки нефтепродуктов из России. Это автоматически увеличит загрузку портов.

Группа Wexler наиболее пострадала от прекращения прокачек по трубе, так как была не только крупнейшим импортером, но и оператором всех отгрузок с данного направления. Но Wexler, менеджмент которого ранее долго работал на море, быстро сориентировался в новых условиях и начал прорабатывать ситуацию в портах. Кроме того, группа опосредованно управляла Херсонской перевалкой в 2015–2016 годах, а также оставалась активным игроком в 2017–2019 годах. Иными словами, возможности комплекса знает не понаслышке. Однако по моим данным, интересы группы на море сместились в Южный, куда в сентябре она начала привозить крупные партии ДТ.

Зачем участвовал в конкурсе Сергей Тигипко — неизвестно, но это единственный участник торгов, который открыто подтвердил свой интерес. Одни полагают, что он привычно кого-то фронтировал, другие — что сам видит перспективу в проекте. Говорят, он шел на торгах под номер 1, тогда как победил №15.

ОККО, СМИ и соцсети называют этого крупного розничного оператора победителем. Компания приобретение отрицает, но заявила о потенциальном интересе к объекту (хотя раньше «галы» на море всегда смотрели со скепсисом), тем самым напомнив о пословице про дым и огонь. Скорее всего, структуры «Галнафтогаза» и не принимали участие в конкурсе, но пошли на него сторонней организацией, как это было в случае с проблемной стройкой автозаправочного комплекса на Ревуцкого в Киеве. На нем даже были смонтированы фирменные фризы, но формально станция «Галнафтогазу» не принадлежит. (Кстати, на неделе компания сообщила, что отказалась от объекта, так как его владелец не обеспечил необходимых условий). Не исключено, что и в случае с Херсонской перевалкой ритейлеры решили пойти таким же путем, что более чем оправдано с точки зрения его непростой судьбы и нынешнего статуса как вещдока в уголовном производстве и т.д.

В остальном, для растущего бизнеса ОККО приобретение морской перевалки весьма логичный ход. Южный регион эффективнее снабжать с моря и на пике сезона в августе-сентябре это стало особенно очевидно. Неплохой этот сценарий и для рынка: во-первых, несколько разбавит доминирование «Привата». Во-вторых, точно исключит варианты какого-либо схематоза, туманом которого, как правило, окутаны порты. В-третьих, руины Херсонской перевалки получат уверенность в инвестициях.

 

«Непосильное бремя»: «Укрнафта» отказывается платить дивиденды

Всякое было с «Укрнафтой» за те 16 лет, которые Игорь Коломойский управляет этой компанией. Это и конфликты с госакционером, заблокированные годами собрания акционеров, продажа за бесценок нефти, миллиарды неуплаченных налогов, вывод миллиардных средств, но вот такого, чтобы компания открыто не хотела платить дивиденды — вот такого точно не было.

«Представитель истца («Укрнафты». — ek) отметил, что установление для компании базового норматива отчисления части прибыли на выплату дивидендов за 2018 г. в размере 90% является непосильным бременем для компании», — говорится в определении суда от 5 ноября.

К таким фокусам «приватовского» менеджмента за долгие годы уже привыкли, поэтому интересна позиция наблюдательного совета во главе с реформатором Юрием Витренко. Набсовет — это своеобразный противовес менеджменту и всегда контролировался представителями «Нафтогаза». Обладая большинством голосов, «Нафтогаз» мог откорректировать любое решение менеджмента или заставить его предпринять что-либо. Согласен, государство редко использовало данный рычаг, так как «Привату» либо удавалось коррумпировать часть «государственных» членов, либо у этих членов во главе с председателем не хватало смелости на чем-либо настаивать. Поэтому мы и не увидели каких-либо логичных действий со стороны НАКа в 2014–2015 годах, когда грабеж «Укрнафты» миноритарными акционерами стал очевиден всем. Но с весны этого года у НАКа нет даже призрачной возможности что-то единолично сделать в «Укрнафте»: руками г-на Витренко минувшей весной НАК, а с ним и государство добровольно утратило большинство голосов в набсовете, отдав три из шести мест независимым членам. Мол, такой был компромисс с миноритарными акционерами на основе решения лондонского суда. Правда, в самом НАКе это решение не получило однозначной трактовки и с мнением Витренко многие, включая Андрея Коболева, не согласны. Но дело сделано, и теперь, когда державе, которой принадлежат 50% акций в «Укрнафте», понадобятся причитающиеся дивиденды, она должна будет идти на поклон к миноритариям. Таким образом, фактически обнулены усилия Президента, Кабмина и парламента 2014–2015 годов по усилению роли государства в управлении крупнейшей нефтедобывающей компанией страны. А сама фамилия Витренко все больше звучит в контексте интересов Игоря Коломойского. Браво!

 

Половина розничных лицензий в Житомирской области выданы незаконно, — СБУ

С одной стороны, это можно расценить как удар по реформе. Зачем было городить огород, если можно дать денег и получить лицензию? Но с другой – это мощнейший сигнал тем, кто пошел таким проторенным путем: жить спокойно не получится. Рано или поздно это вскроется. Ведь что дало введение лицензирования? Многие незаконные объекты впервые обозначились в базах данных многочисленных контролирующих органов, которые раньше и слыхом не слыхивали об их существовании. Ведь чиновник же живет в своем «бумажном» мире, где многие заправки ранее не фигурировали. Теперь же они там появились. О чем говорит опыт Ровно, где «зачистили» 140 АЗС? Проверяли не только лицензию (их тоже у многих не было), а и, например, разрешение на выбросы, чего в лицензионных условиях нет. Да, и штраф за работу без лицензии придется заплатить за все время пользования фальсифицированными бумагами.

Но больше всего удивляет тупость чиновников, которые, в отличие от АЗС как объекта, легко вычисляются персонально со всеми вытекающими.

 

Триумф УЗ отменяется: суд запретил контрактовать «дешевое» ДТ

Тяжелое наследие продолжает преследовать новую команду «закупщиков» в УЗ. Урок им преподнесли крупнейшие поставщики топлива «Торум» и «Анвитрейд», которые сообща сначала разыграли карту АМКУ, а теперь, судя по всему, приступили к судебному аннулированию результатов тендера. За тендерным троллингом, как его сейчас принято называть, стоит прозаичная причина — поставлять 40 тыс. т дизтоплива с дисконтом к рынку в размере 1000 грн/т компании не хотят. Но есть и другие версии. Например, практика УЗ выбирать сначала самые дешевые объемы, оставляя «дорогие» на потом. Естественно, что и «Торум», и «Анвитрейд» хотели бы обратной последовательности, так как имеют в портфеле ранние контракты с хорошей маржей…

Здесь УЗ наступила на старые грабли, о которых говорилось уже давно: необходим четкий график поставок, когда трейдер будет знать не только цену, но и сроки, желательно, на полгода-год вперед. Новый директор «Укрзализныци» по закупкам Сергей Довгаленко обещает перейти на такую практику и на конференции Petroleum Ukraine даже показал наброски рабочей документации, где четко прописаны даты поставок на следующий год. Очевидно, что старая система доживает последние дни, которые радуют воспоминаниями о бесконечном сериале про тендеры «Укрзализныци».

 

«Приват» вошел в пятерку крупнейших импортеров ДТ в октябре

Собственно, к этому все шло. В активе «Укртатнафты» 45 тыс. т дизтоплива в октябре, хотя принял Одесский нефтеперевалочный комплекс намного больше (77 тыс. т). В целом закрытие «ПрикарпатЗападтранса» пошло «приватовским» морским перевалкам явно на пользу: из 350 тыс. т ДТ, которые зашли по морю за три месяца после введения спецпошлины на трубопроводный ресурс, 120 тыс. т пришлись на Одессу. Сам «Приват» стал активнейшим оптовым трейдером, чего за ним вообще никогда не замечалось. На пару с Wexler они устроили на Юге настоящую гонку вооружений, загнав цены ниже северных хабов. А на днях стало известно, что «Приват» получил на нефтебазу в Пролисках, что под Киевом, два вагона белорусского бензина (это на фоне постоянных жалоб на затоварку этим продуктом в Кременчуге). Ранее, напомним, «Приват» выкупил у «Укргаздобычи» крупную партию белорусского дизтоплива.

Скорее всего, объемы по морю будут высокими и в дальнейшем: говорят, крупнейший игрок рынка приобрел два продуктовых танкера по 30 тыс. т для ритмичных поставок дизтоплива. Так что «Приват» в рейтинге импортеров вероятно надолго.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти