В начало

Топ-5 новостей недели от Сергея Куюна (11–15 ноября)

«Укртатнафта» входит во вкус, белорусская терм-интрига близка к развязке, биоэтанол подкрался незаметно, о нелегалах знают все, а рынок восстановился после кризиса.

«Укртатнафта» будет инициировать новые ограничения на российские нефтепродукты

На Petroleum Ukraine 2019 делегация «Укртатнафты» была явно в ударе. Видно, что при новой власти у бизнесов группы «Приват» настроение явно улучшилось, а энтузиазм — повысился! Первой серьезной победой может стать принятие парламентом «акцизных» инициатив компании — резкого повышения ставки на СУГ и снижения на бензин. Ждем со дня на день.

Теперь на заводе подумывают о подаче заявления для проведения антисубсидиарного расследования в отношении российских нефтепродуктов. «Есть все основания, чтобы Украина вводила заградительные пошлины с целью защиты своего рынка. Обратные акцизы, которые получают российские производители, — это прямое субсидирование», — заявил на конференции Руслан Ляпка, первый заместитель председателя правления «Укртатнафты». Он считает, что с пошлинами только на трубопроводный дизель правительство поторопилось, мол, нужно было вводить их на весь российский импорт. Судя по всему, есть рекомендации правительству и по поводу российского сжиженного газа.

Между тем, белорусы пока могут «выдыхать»: по пошлинам в их отношении в Кременчуге пока сомневаются.

Здесь остается лишь напомнить, что в такой же, как и Украина, импортозависимой Европе импорт самого востребованного моторного топлива — дизтоплива — не облагается вообще, а импорт бензина, которого профицит собственного производства (как и у нас) — облагается пошлиной (пускай и сравнительно небольшой). Понятно, что российский импорт мешает морским поставкам «Укртатнафты», которые, по имеющейся информации, будут нарастать, но здесь уже вопрос доступности цен и сбалансированности системы обеспечения. Вероятно, эту инициативу рынок уже так просто не проглотит.

 

Премии на белорусское ДТ будут стартовать с $19/т

Близится к завершению одна из ключевых интриг этой осени — дифференциалы на белорусские нефтепродукты на следующий год. Спрос на белорусский продукт был всегда, а в этом году его подстегнула остановка нефтепродуктопровода «ПрикарпатЗападтранс». Как рассказал в своем выступлении на Petroleum Ukraine 2019 и.о. генерального директора «БНК-Украина» Александр Коваленко, для заключения годовых контрактов на поставку дизельного топлива компания получила заявки от трейдеров на 430 тыс. т в месяц при предложенном объеме в 100 тыс. т/мес. По бензинам, при предложении в 100 тыс. т/мес. — заявки поступили на 130–140 тыс. т.

Разумеется, вопросы по ценам относятся к категории «без комментариев», но г-н Коваленко опроверг ранее появившуюся информацию о том, что премии ДТ составят $18/т. И действительно, по словам двух трейдеров, «надбавки» будут стартовать с $19/т и зависеть от объема. Те же источники говорят, что информация о наличии некоего тайного покупателя из орбиты владельцев «ПрикарпатЗападтранса» на 100 тыс. т в месяц с премией $23/т была вброшена в рынок (и даже формально оформлена в виде заявки) для повышения конструктивности обсуждения.

Но это еще не вся интрига: без четких параметров остается объем поставок в следующем году. БНК утверждает, что выставленные 140 тыс. т — это все, что компания может предложить на текущий момент.

Объективно, на данный момент нет определенности по объемам поставки российской нефти на белорусские НПЗ на 2020 г. А судя по свежему комментарию Александра Лукашенко о том, что «нахрен нам такой союз» (Евразийский имеет в виду), переговоры о «нефтяном» балансе идут достаточно напряженно. Однако меньше, чем в этом году (18 млн т) вряд ли будет (насколько можно понять, предмет торгов в том, насколько объем поставок нефти будет выше). В этом году из Беларуси по терм-договорам в Украину было 180 тыс. т ДТ. Сам же топ-менеджмент БНК минувшим летом подтверждал, что может нарастить до 230 тыс. т. Это к тому, что высока вероятность появления новых объемов, которые в приоритетном порядке будут размещены на украинском направлении — больше так много не дают нигде.

 

Госэнергоэффективности вернулось к идее обязательных квот на биотопливо

Забыли о биоэтаноле? Это вы зря! Государственное агентство энергоэффективности инициирует установление 5% квоты биотоплива в общем объеме продаж топлива с 1 января 2021 года. О пакете законопроектов на сей счет, в ходе Petroleum Ukraine 2019, рассказал директор департамента возобновляемых источников энергии Госэнергоэффективности Юрий Шафаренко. Предусматривается, что с 1 января 2023 г. эта квота вырастет до 7%, а с 2025 г. — до 10%.

Напомню, что попытки внедрить эту норму предпринимались не раз и всегда обильно попахивали лоббизмом спиртовиков, активно связанных с чиновниками. Если кратко о недостатках проекта, то спиртовики что-то понимают в своем ремесле, но не хотят разбираться в особенностях топливного рынка. Мол, что им стоит добавить 5% нашего замечательного биоэтанола в бензин?! А то, что при этом «поплывет» качество товарных бензинов, которых 50% рынка, мало кого интересует. Насколько я слышал, крайне сложный опыт получила от использования биоэтанола и «Укртатнафта», которая даже была вынуждена свернуть данное производство из-за нареканий трейдеров и потребителей.

Небольшая норма о 5% способна поставить вверх ногами 100% рынка бензина (а скорее всего даже в другую позицию). И в Госэнергоэффективности, и в парламентском комитете по ТЭК важность «биоэтанольного» вопроса вроде как слышат. Глава комитета Андрей Герус на конференции даже пообещал, что в отношении данных законопроектов турборежим включаться не будет. Но есть ощущение, что подзабыли о былых дебатах трейдеры, которым проблемы с СЭАРТ и уровнемерами покажутся шалостями по сравнению с биоэтанолом.

 

Полиция будет активнее привлекаться к борьбе с нелегалами, — Герус

Важнейшим месседжем на Petroleum Ukraine 2019 стало заявление Андрея Геруса об осведомленности всех топ-руководителей страны о проблеме нелегальной торговли нефтепродуктами. Он рассказал, что в курсе и президент (на примере Ровно мы это уже знаем), и премьер (тут поверим А.Герусу на слово). Глава комитета по ТЭК также сообщил, что активно погружает в вопрос министра МВД. «Основная роль в этой борьбе (с нелегальными АЗС. — Прим. С.К. ) принадлежит МВД и полиции. Надеемся, что они будут задействованы и эффективно будут выполнять свои обязанности. Я уже провел встречу с министром МВД, чтобы заручиться его поддержкой», — отметил  А.Герус.

Также планируется провести обсуждение проблемы нелегальных станций в парламенте.

«Мы планировали провести обсуждение этой проблемы в парламенте. Хотели пригласить министра МВД и губернатора Киевской области, для того чтобы разработать пилотный проект по области и показать, как эту историю можно очистить, но сменился губернатор и нам этого не удалось сделать», — рассказал А.Герус, добавив, что такая встреча все еще может состояться уже с новым председателем Киевской ОГА.

А пока имеем пример Ровно, где, напомню, команда во главе председателем ОГА Виталием Ковалем «вынесла» 140 «нелегалов». Это при том, что по разным оценкам в области было 350–400 АЗС, а Госкомстат видел всего 280. Как рассказал Коваль на Petroleum Ukraine, алгоритм борьбы достаточно простой — проверить у АЗС наличие 3–4 обязательных документов. Ну, и, конечно, желание. После реализации программы продажи у легальных игроков выросли на 10–50%, а регион начал получать из бюджета в месяц на 4–5 млн грн акциза больше. Почему этого не происходит в других регионах, сложно сказать. Вероятно, проблема в том, что несколько миллионов лучше себя чувствуют в карманах местных чиновников и силовиков, которые, как правило, крышуют нелегалов.

 

Рынок вышел на докризисный уровень

В ежедневной суете часто забывают о нечто большем. В нашем случае речь о выходе отрасли на докризисный уровень: ожидаем, что по итогам 2019 года рынок продаст 10,5 млн т бензина, ДТ и сжиженного газа, а это больше уровня 2013 года. Учтем также, что более чем в полтора раза вырос объем потребления авиационного топлива (с 300 до 500 тыс. т).

Но объем — это лишь одна составляющая успеха. Радуют рынок и маржи: по этому показателю год будет рекордным за обозримый период. Об этом говорят и цены на заправочные станции и их аренду, которые минувшим летом заметно прибавили. Также многие сетки начали освежать свои объекты и строить планы на будущее.

Кому сказать спасибо? Безусловно, группе «Приват»! В этом году по уровню цен на заправках она стала чуть ли не премиальной сетью, хотя 20 лет до этого формировала минимальную цену на рынке. Такое репозиционирование стоило крупнейшему игроку рынка (около 25% станций в стране) немало, доступные данные и инсайдеры в «Привате» говорят о большом спаде продаж, которые всегда стояли во главе угла для владельцев и менеджмента сети. Не исключено, что такой шаг был сделан, чтобы нарастить прибыльность бизнеса, который минусует в добывающем и перерабатывающем звене. И кто знает, может все вернется на круги своя после того, как наладятся дела в двух производственных юнитах. Работа по этому направлению идет полным ходом (см. выше).

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти