В начало

Российские нефтекомпании просят снизить пошлину на бензин с 90% до 66%

Действие заградительной пошлины на экспорт бензина в размере 90% от вывозной пошлины на нефть экономически нецелесообразно, считают руководители российских нефтяных компаний, пишет  «РБК daily».

В своем письме  на имя премьера Дмитрия Медведева они предлагают вернуть прежние 66%. По их мнению, повышенная пошлина в первую очередь влияет на экономику производства нефтепродуктов, не реализуемых на внутреннем рынке. В настоящее время из России экспортируются в основном прямогонный бензин, который используется в качестве сырья для нефтехимии, и бензин класса 2, запрещенный к обороту в России с 1 января 2013 г. Кроме того, отмечается в письме, в соответствии с четырехсторонним соглашением о строительстве и реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей за счет масштабных инвестиций увеличился выпуск высокооктановых автобензинов (+8% к 2011 г.). А заградительная пошлина, как известно, была введена в 2011 г. для борьбы с дефицитом топлива.
Главы нефтяных компаний предупреждают, что сохранение налогового режима «60/66/90» в долгосрочной перспективе заставит их перенести основные инвестиции с мощностей по производству бензинов на иные процессы.
«В этом случае может возникнуть дисбаланс спроса и предложения на рынке автобензинов и, как следствие, дефицит этой продукции в пер­спективе на 5-7 лет», – говорится в письме.
Подписи под документом поставили руководители шести компаний: Вагит Алекперов (президент «ЛУКОЙЛа»), Владимир Богданов (гендиректор «Сургутнефтегаза»), Александр Дюков (глава «Газпром нефти»), Александр Корсик (президент «Башнефти»), Шафагат Тахаутдинов (гендиректор «Татнефти»), Герман Хан (исполнительный директор ТНК-ВР).
Глава «Роснефти» Игорь Сечин письмо премьер-министру не подписал. В компании отметили, что свою позицию он озвучит на правительственной комиссии по ТЭК.
По словам источника «РБК daily» в Минфине, министерство не поддерживает идею нефтяников. По его словам, выпадающие доходы бюджета в случае отмены 90%-ной пошлины составят более $1 млрд в год, а цены на бензин на внутреннем рынке дополнительно вырастут на 2,5 руб. По прогнозам Минэнерго, в этом году бензин и дизтопливо и так подорожают в среднем на 13-14%, то есть на 3-4 руб. за литр.
Отказываться от заградительной пошлины не готово и Минэнерго РФ.
«В перспективе нескольких лет компаниям нужно иметь качественные экономические стимулы по инвестированию в мощности по производству бензинов, а не дизелей, которых на российском рынке производится в существенном избытке», – сказал «РБК daily» замминистра энергетики Павел Федоров.
Аналитики считают, что правительство на отмену 90%-ной пошлины на бензин просто так не пойдет.
По мнению управляющего директора Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи Павла Строкова, отмена заградительной пошлины стала бы противоречивым шагом со стороны правительства.
«Отказ от заградительной пошлины возможен только при сбалансированном спросе и предложении на рынке», – считает г-н Строков.
Ожидается, что в I квартале 2013 г. будут подведены итоги действия режима «60/66», и предварительные результаты говорят о серьезном отставании в модернизации нескольких заводов. По мнению аналитика «Газпромбанка» Александра Назарова,   государство будет договариваться с компаниями о внедрении новых мощностей по производству бензина более высокого качества в обмен на обещание отменить повышенную пошлину в перспективе ближайших трех-четырех лет.
Что касается «Роснефти», то она заинтересована в отмене высокой пошлины, однако глава компании решил остаться в стороне, вероятно, потому, что сейчас ставка отменена не будет. На долю прямогонного бензина компании приходится примерно 14% – 3,6 млн т – всего экспорта нефтепродуктов компании (данные 2011 г.).
Эксперты также не исключают, что  позиция Сечина может быть связана с решениями по другим льготам для «Роснефти».
Правительство повысило вывозную пошлину на бензин с 66 до 90% в мае 2011 г. в связи с дефицитом бензина на внутреннем рынке России. Однако, по данным  «РБК daily»,  эта мера не снизила экспорт. Так, по итогам 2011 г. на внутренний рынок было отгружено 32,3 млн т бензина, на экспорт – 4,1 млн, или 11% от произведенного объема. В 2010 г. –  в России продали 32,3 млн т, а вывезли 3,2 млн т, или 10%.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти