В начало

Россия отказалась от транзита азербайджанской нефти

Россия расторгла договор с Азербайджаном о транзите азербайджанской нефти через свою территорию. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, сообщает «Интерфакс-Украина».

Согласно межгосударственному соглашению между Россией и Азербайджаном о транзите азербайджанской нефти, которое было подписано в 1996 г., по нефтепроводу Баку–Новороссийск должно транспортироваться не менее 5 млн т сырья в год. Тариф за его прокачку установлен в размере $15,67/т.
Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) прокачивает по этому нефтепроводу около 2 млн т нефти в год: 2,2 млн т в 2010 г., по 2 млн т в 2011-2012 гг., а планом на 2013 год предусматривается снижение до 1,6 млн т.
«Снижение планов прокачки на 2013 год по сравнению с 2012 г. связанно с тем, что ГНКАР большую часть нефти будет направлять на переработку», – говорил ранее «Интерфаксу» источник в ГНКАР.
«Нам официально не поступало никаких документов от российской стороны о прекращении действия договора о транзите азербайджанской нефти по Баку–Новороссийск», – заявили агентству «Интерфакс-Азербайджан»в пресс-службе ГНКАР во вторник.
Ранее пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин не исключал, что между Россией и Азербайджаном может быть заключен новый договор о транзите нефти.
В статье, опубликованной в корпоративном журнале «Транснефти» почти год назад, говорилось, что трубопровод Баку–Новороссийск «работает сегодня на пределе рентабельности и «АК «Транснефть»   несет в связи с этим серьезные потери, ведь по межгосударственному соглашению компания вынуждена резервировать мощности на все 5 млн т».
«Действия азербайджанских коллег, нарушающих соглашение, определенно не отвечают интересам нашей страны. Тем не менее, добиться пересмотра этого документа, не соответствующего практике нормального рыночного взаимодействия, ОАО «АК «Транснефть» пытается уже несколько лет», – говорилось в статье.
«Транснефть» отмечала также, что соглашение между Россией и Азербайджаном по транспортировке нефти по трубопроводу Баку–Новороссийск может противоречить положениям Всемирной торговой организации (ВТО).
«По сути, транспортировка нефти – услуга, причем косвенно ограничено количество товара из других стран, которое с помощью данной услуги транспортируется. Это является нарушением недискриминационного режима», – отмечало издание.
Основной принцип торговли ВТО – принцип свободы транзита.
«Так или иначе, возможно возникновение проблем по этому вопросу. Транзит азербайджанской нефти может затрагивать интересы и других стран-членов ВТО», – говорилось в журнале.
Азербайджан добывает около 50 млн т нефти в год. Для своих нужд страна использует около 20% этого объема, остальная часть уходит на экспорт. Помимо маршрута Баку-Новороссийск (1,48 тыс. км) одним из основных направлений экспорта азербайджанской нефти является трубопровод Баку–Тбилиси–Джейхан (1,77 тыс. км) пропускной способностью 50 млн т в год. По нему каспийская нефть транспортируется к турецкому порту Джейхан, расположенному на берегу Средиземного моря. Еще одно направление–нефтепровод Баку–Супса (837 км), по которому нефть приходит через Грузию. Его мощность около 10 млн т в год.
Кроме того, Азербайджан активно участвует в проекте Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), который предусматривает создание маршрута Одесса–Броды–Плоцк–Гданьск. Если он будет реализован, каспийская нефть придет по нефтепроводу в страны Западной и Центральной Европы.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти