Отток капитала из России продолжает ускоряться, несмотря на резкое сокращение выплат по внешнему долгу и рекордное за полтора года «паломничество» иностранных инвесторов в долговые бумаги правительства РФ. При этом за рубеж все активней выводится валюта, полученная от продажи нефти и газа, передает finanz.ru.
По итогам I квартала чистый вывоз капитала частным сектором увеличился в 1,6 раза и составил $25,2 млрд, сообщил ЦБ РФ в оперативной оценке платежного баланса.
За три месяца из страны ушло больше, чем Центробанк закладывал в изначальный прогноз на весь 2019 год: в декабре он составлял $20 млрд, но в марте был повышен до $35 млрд.
Квартальный отток «съел» 78% валютной прибыли российской экономики, которая выросла с $30 до $32,8 млрд — в такую сумму регулятор оценил профицит платежного баланса.
Структура оттока при этом изменилась радикально. В последние четыре года его создавали главным образом операции по погашению внешнего долга, который проводили банки и компании, попавшие под санкции.
Но в этом году график платежей стал значительно мягче — за квартал иностранным кредиторам надо было вернуть всего $13 млрд или втрое меньше, чем в IV квартале 2018 г., и вдвое ниже суммы за тот же период прошлого года, указывает ведущий эксперт «Центра развития» Высшей школы экономики (ВШЭ) Сергей Пухов.
На этот раз три четверти оттока — 18,6 млрд долларов — пришлось на недолговые операции российских корпораций, отмечает аналитик «Райффайзенбанка» Денис Порывай. Это выручка, которую экспортеры получили за продажу сырья за рубеж, но по какой-то причине отказались заводить на счета в РФ. Сюда же относится прибыль, полученная в России, но выведенная за пределы российской финансовой системы, перечисляет он.
По сути, объявив дедолларизацию банков и начав скупку валюты на рынке на все доходы бюджета от цен на нефть выше $40/барр., государство замкнуло долларовые потоки на себя. Грубо говоря, ввозится лишь тот объем валюты, который необходим, чтобы удовлетворить спрос Минфина, скупающего по $4–6 млрд, отмечает Порывай.
Это приводит к тому, что рубль не может существенно укрепиться вслед за дорожающей нефтью, а у российских потребителей сокращаются возможности покупать зарубежные товары: объемы импорта за I квартал уменьшились на 2,7% в годовом выражении.
Происходящее подается как победа над привязкой рубля к ценам на нефть. И хотя корреляция действительно снизилась, по факту это означает, что растет зависимость валютного рынка от потоков иностранного спекулятивного капитала, указывает экономист ING Дмитрий Долгин.
За I квартал нерезиденты вложили $4,5 млрд в облигации федерального займа и еще 3 млрд — в евробонды, которые Минфин разместил в марте. Этот приток валюты и обеспечил рост рубля на 6%, говорит Долгин.
В ближайшие два квартала динамика рубля будет все сильнее зависеть от глобального аппетита к риску и специфического отношения к российскому рынку, главным образом в связи с санкциями — это означает, что после спокойного I квартала волатильность курса может вырасти, предупреждает Долгин.
По прогнозу ING, во втором-третьем квартале доллар подорожает до 65–67 рублей.
Справка enkorr
Отток нефтедолларов из России происходит на фоне быстрого роста цен на нефть и сокращения ценового спреда между Brent и Urals. Так, 9 апреля к 13:25 по Киеву стоимость барреля нефти Brent составила $71,06; баррель российской нефти Urals торговался к этому времени по $70,96.
Согласно данным мониторинга Минфина РФ, в период с 15 февраля по 14 марта средняя цена Urals составила $65,07/барр., или $475/т. Это позволило России с 1 апреля повысить экспортную пошлину на вывоз сырой нефти на $6,2 — до $97,4/т.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти