В начало

На мировом рынке нефтепродуктов зреет китайская революция

КНР готовится резко увеличить экспорт нефтепродуктов на мировой рынок. К такому выводу можно прийти сопоставив увеличение импорта нефти в 2015 г., снижение внутреннего потребления нефтепродуктов и выдачу разрешения малым негосударственным НПЗ Китая самостоятельно импортировать сырую нефть и экспортировать готовую продукцию. Такое разрешение было выдано в рамках программы либерализации рынков и стимулирования частного бизнеса в нефтяной отрасли.

Компартия Китая изначально планировала направить мощности малых и средних предприятий нефтепереработки на зарубежного покупателя. Для удовлетворения внутреннего спроса существуют крупные государственные НПЗ, работающие по системе квот.

По данным Morgan Stanley, в 2015 г. импорт сырой нефти в Китай вырос на 8,8%. Это несколько ниже, чем уровень 2014 г.: 9,3%. Однако, как подчеркивают аналитики Morgan Stanley, впервые львиная доля нефти была использована не для наполнения стратегического резерва или прочих целей, а для переработки в продукты с добавленной стоимостью, предназначенные на экспорт. По оценкам банка, в Китае достаточно слабый внутренний спрос, и НПЗ Поднебесной приходится переориентироваться на внешнего потребителя.

Эксперты полагают, что в текущем году доля потребления малыми и средними НПЗ Китая составит около 20% от импорта сырой нефти. При этом производство готовой продукции на таких предприятиях за год выросло на 49%. Благодаря этому Китай стал нетто-экспортером нефтепродуктов.

По оценкам Morgan Stanley, прибыль небольших китайских НПЗ за прошлый год выросла в среднем на 20%, несмотря на падение нефтяных котировок на 35%.

Следует отметить, что в силу экономических и политических причин китайская продукция всегда дешевле зарубежных аналогов, поэтому изготовленное на малых и средних НПХ страны автомобильное, авиационное, печное и судовое топливо имеет высокие шансы потеснить продукцию титулованных брендов в начале на региональном, а затем и на мировом рынках.

Распространению китайских нефтепродуктов способствует тот факт, что к сентябрю 2014 г. КНР вышла на третье место в мире по числу и суммарной вместительности крупнотоннажных танкеров. Первое и второе места занимают Греция и Япония, четвертое – Норвегия.

Пока не ясно, как планы Поднебесной по завоеванию мирового рынка нефтепродуктов отразятся на нефтяном рынке. С одной стороны, китайские НПЗ будут наращивать закупку сырой нефти, что поддержит ее стоимость. Однако, с другой стороны, из-за конкуренции со стороны малых и средних НПЗ КНР японские, индийские  и Европейские НПЗ будут вынуждены снижать объемы производства и, как следствие, импорт «черного золота».

С высокой долей вероятности можно утверждать, что продукция китайских НПЗ потеснит российские нефтепродукты в Приамурье и, возможно Сибири, а также на Дальнем Востоке. В таких условиях китайский бизнес сможет построить новые НПЗ в России или взять под контроль ряд работающих там предприятий.

По материалам «Вести Экономика», Neftegaz.ru, OilNews

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти