В начало

Морские перевозчики ищут альтернативу мазуту

Международная сертификационная компания DNV GL прогнозирует, что количество морских судов, которые используют в качестве топлива сжиженный природный газ (СПГ), к 2020 г. вырастет в 3-5 раз – со 117 до 400-600 единиц. Об этом пишет rg.ru.

Сейчас морские суда используют СПГ в качестве топлива менее чем в 1% случаев. В основном их заправляют мазутом – 80% случаев. Остальное приходится на судовой дизель (данные Международного энергетического агентства на 2015 г.). Бункеровка СПГ как составная часть портовой инфраструктуры пока находится в стадии зарождения.

Будущее СПГ-бункеровки напрямую зависит от двух важных объективных предпосылок. «Первая связана с усилением экологических требований в сфере морских перевозок и регулирования выбросов вредных веществ в Мировом океане. Вторая предпосылка – экономическая целесообразность переключения на СПГ с нефтепродуктов», – говорится в ежемесячном энергобюллетене Аналитического центра (АЦ) при правительстве РФ.

В 2015 г. в зонах особого контроля выбросов серы (SECA) запретили использовать топливо с содержанием серы более 0,1%, а в остальных акваториях – более 3,5%. К 2020 г. Международная морская организация (IMO) введет более жесткий режим для остальных морских акваторий: содержание серы в топливе не должно превышать 0,5%.

«Новые экологические стандарты заставят перевозчиков использовать либо более дорогое дизельное топливо, либо судовой газойль с низким содержанием серы, – считают в АЦ. – Также возможна установка дорогостоящих скрубберов (очистителей выхлопных газов) для снижения сернистости мазута». Другая альтернатива – бункеровка СПГ. Его применение не противоречит экологическим стандартам и ведет к полному сокращению выбросов оксида серы и твердых частиц, а также сокращению выбросов СО2 на 25% и оксида азота – на 80% в сравнении с флотским мазутом.

Ключевые экономические факторы развития СПГ-бункеровки – наличие портовой инфраструктуры, стоимость и производительность двигателей, работающих одновременно на дизтопливе и СПГ, а также соотношение мировых цен на газ и цен на мазут и дизтопливо. Сегодня удельная стоимость СПГ для бункеровки судов на 19% ниже стоимости мазута и на 56% ниже стоимости дизтоплива.

Правда, есть минусы: без дозаправки танкер на СПГ будет ходить в море на три дня меньше, полезная загрузка судна упадет минимум на 5,5% из-за установки баллонов и вырастет процент топливных потерь из-за испарения.

Технико-экономические особенности СПГ-бункеровки указывают на выгодность этого топлива при средне- и долгосрочном использовании судов, усредненных параметрах загрузки и расходов, а также наличии всей инфраструктуры, указывают в АЦ.

Отрасль развивается медленнее из-за малого числа портов (есть всего три крупных порта, в которых имеется необходимая инфраструктура для бункеровки СПГ-танкеров – Роттердам, Ванкувер и Сингапур) и низкой ликвидности мирового рынка газа. Ускорить процесс, среди прочего, могут ужесточение экологических требований и штрафы за их нарушение.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти