Министерство энергетики России и Федеральная антимонопольная служба провели совещание с представителями крупных нефтяных компаний, трейдерами и экспертами рынка после того, как оптовые цены на нефтепродукты на внутреннем рынке выросли на 20%, пишут «Известия» со ссылкой на одного из участников заседания.
На совещании были проанализированы причины стремительного роста цен в течение последнего месяца – нефтепродукты на биржевых площадках подорожали на 20-30% (в среднем на 5 руб./л)
По информации источника, нефтяные компании поясняли чиновникам, по какой причине они экспортировали товарный бензин, вместо того чтобы реализовывать на внутреннем рынке в ситуации, когда наблюдаются сокращение производства топлива на НПЗ и сезонный рост спроса.
«Звучали даже рекомендации со стороны чиновников прекратить экспорт бензина», – сообщил один из источников.
По словам другого участника совещания, прямых поручений такого рода не было, однако чиновники негативно отнеслись к перспективе экспорта бензина при текущей конъюнктуре рынка и дали понять, что внимание регуляторов нефтяникам обеспечено.
ФАС запросила информацию у нефтяных компаний о причинах роста экспорта топлива и роста оптовых цен, а также о планах по рознице, которую они должны прислать в ведомство до 12 августа.
Заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов пообещал выяснить, кто первым начал поднимать оптовые цены.
«Газпром нефть», в свою очередь, сообщила изданию, что не осуществляет экспорт бензинов и не снижает объем производства на собственных НПЗ. Товарный бензин в «ЛУКОЙЛе» почти не экспортируют, сказал представитель компании.
По мнению президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, одной из причин роста оптовых цен на нефтепродукты стало увеличение экспорта товарного бензина во II квартале 2013 г. на фоне роста спроса на него на внутреннем рынке.
По данным Минэнерго, в марте-июне 2013 г. было экспортировано 1,61 млн т товарного бензина, что на 0,58 млн т или на 56,3% больше, чем в тот же период 2012 г. При этом с 1 по 23 июля текущего года вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) экспортировали 160,9 тыс. т бензина.
Для нормализации ситуации с ценами и насыщением внутреннего рынка Евгений Аркуша предложил ввести конвенционный запрет экспорта товарного бензина с марта по октябрь, организовать поставки нефтепродуктов из Беларуси в размере не менее 150 тыс. т в месяц, а также значительно повысить экспортную пошлину по нетоварный бензин и нафту (сырье для нефтехимии).
Ожидается, что в поле зрения правительства попадут не только экспортеры, но и НПЗ. Так, Московский НПЗ («Газпром нефть») 2 августа поднял оптовые цены на бензин A-95 на 20,3% – до 37,3 тыс. руб./т ($1,13 тыс.).
По мнению источника в одной из крупных нефтяных компаний, цены на топливо растут по объективным причинам, одна из которых –
рост акциза на бензин с 1 июля. По его словам, доля налогов в цене топлива выросла до 65%, и это ложится на плечи потребителей. Кроме того, цена бензина растет на нефтепродуктовой бирже из-за сезонного роста спроса, а рынок следует за биржевой конъюнктурой. Он ожидает и роста цен в рознице, но плавного и адекватного размерам инфляции. По его мнению, совсем не экспортировать бензин компании не смогут, поскольку у каждой есть обязывающие контракты.
Напомним, после того как в течение месяца нефтепродукты на биржах в России подорожали на 20-30%, Е. Аркуша назвал
ситуацию на топливном рынке почти критической. По его мнению, произошло это из-за несбалансированности рынка: спрос не удовлетворяется существующим предложением.
По данным газеты «Известия», президент Российского топливного союза обратился в Минэнерго РФ с письмом, в котором изложил ситуацию на рынке топлива и попросил принять меры по ее нормализации.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти