На российском нефтепродуктовом рынке может вновь возникнуть дефицит топлива из-за роста спроса на него и остановки на ремонт ряда НПЗ. Об этом заявил глава Минэнерго РФ Александр Новак на правительственной комиссии по ТЭКу 24 сентября, пишет «РБК daily» со ссылкой на источник, знакомый с итогами заседания.
По данным ведомства, в ближайшие два месяца несколько российских регионов будут ощущать нехватку автобензина, а объем нефтепродуктов на нефтебазах опустится до минимума. Минэнерго РФ предлагает компаниям ограничить экспорт и применять толлинговую схему поставки сырья на белорусские заводы.
Минэнерго допускает возникновение локального регионального дефицита автобензина в октябре-ноябре, по его оценкам, общий максимально возможный дефицит в октябре оценивается в объеме не более 400 тыс. т (15% от месячного потребления топлива в стране). В этот период остатки автобензина на НПЗ и нефтебазах ВИНК могут опуститься до минимальных значений. На московском рынке есть вероятность возникновения кратковременного дефицита в объеме 69 тыс. т в октябре и 62 тыс. т в ноябре текущего года.
Однако проблем с дизтопливом министерство не прогнозирует – спрос на него полностью покрывается предложением. Но ведомство предлагает Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России провести анализ обоснованности опережающего роста цен на дизтопливо и бензин. Так, по данным ИАЦ «Кортес», дизтопливо с начала года на АЗС подорожало на 86 коп. ($0,03), А-92 – на 54 коп. $0,017), А-95 - на 76 коп. ($0,024). В Москве в настоящее время дизтопливо стоит 30,39 руб. ($0,98), А-95 – 30,43 руб. ($0,98).
Минэнерго рекомендует нефтяным компаниям до конца года увеличить объем товарных запасов и поставок автобензина на внутренний рынок за счет ограничения экспорта топлива, включая поставку на собственные сети АЗС за рубежом. Также предлагается до конца года максимально (до 90%) загрузить НПЗ. Министерство рассматривает вариант отмены возмещения акциза и налога на добавленную стоимость (НДС) для экспортеров в случае экспорта нефтепродуктов в страны Таможенного союза. Не исключено применение толлинговой схемы переработки российской нефти на белорусских НПЗ.
С начала года ряд компаний увеличили экспорт бензина, в частности «Газпром нефть» – более чем на 20% (до 546,2 тыс. т). Нарастили экспорт также «Сургутнефтегаз», «Газпром нефтехим Салават», «Фортеинвест».
Представитель «ЛУКОЙЛа» сообщил изданию, что компания поставляет все производимые объемы бензина на внутренний рынок, а заводы загружены почти на 100%.
«На своих фирменных заправках дефицита не допустим», – сказал он.
В «Газпром нефти» отметили, что с начала года бензины с Московского и Ярославского НПЗ не экспортировались. Поставка на экспорт осуществляется только с Омского НПЗ компании для обеспечения собственной сети АЗС в Средней Азии.
ТНК-ВР и «Роснефть» ситуацию не комментируют.
Эксперты исключают возникновение серьезного дефицита бензина на рынке, а разговоры об этом повлияют лишь на стоимость топлива.
«Российский нефтепродуктовый рынок по-прежнему неустойчив. Достаточно одновременного ремонта нескольких заводов, и его начинает лихорадить. 400 тыс. т – достаточный объем для того, чтобы рынок отметил его недостаток», – сказал директор по стратегическому развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков. По его прогнозу, в ближайшее время бензин в опте может подорожать на 8-10%, затем рост цен проявится в мелком опте и рознице. А это, по его мнению, может сократить экспорт, перенаправив объемы на внутренний рынок.
С начала 2012 г. рост мировых цен на нефтепродукты составил 37%, оптовые цены на российском рынке выросли на 20%, розница в результате внимания со стороны регуляторов прибавила менее 3%.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти