В Казахстане складывается критическая ситуация на рынке нефтепродуктов из-за дефицита горюче-смазочных материалов. С таким заявлением выступил председатель правления Казахстанской топливной ассоциации (КТА) Болат Ауетаев, передает Kazakhstan Today.
«Некоторые автозаправочные станции в настоящее время из-за дефицита нефтепродуктов вынуждены ограничить отпуск в одни руки либо полностью перейти на талонную систему обслуживания», - отметил он.
В связи с этим КТА провела анализ ежемесячных поставок бензина Аи-92, распределяемых Министерством нефти и газа Казахстана. В результате выяснилось, что с января 2014 г. наблюдается снижение поставок бензина Аи-92. В частности, в январе-феврале 2014 г. было выделено бензина Аи-92 более чем на 20% меньше, чем за аналогичный период 2013 г. В марте-мае 2014 г. поставки были в два раза меньше, чем в аналогичный период 2013 г. и в январе 2014 г.
«Исключением из общей картины стал только июнь: сокращение поставок составило всего 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и январем текущего года. Однако в июле ситуация еще сильнее обострилась и сокращение поставок составило 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и январем текущего года», - отметил Б. Ауетаев.
По данным КТА, по состоянию на июнь компаниями, входящими в состав ассоциации, были направлены в местные органы власти заявки на получение бензина Аи-92 в размере 31 934 т. Власти одобрили всего 2 439 т, операторами выделено всего 839 т, или 2,6% от всего заявленного объема.
«Для нормализации ситуации на розничном рынке нефтепродуктов ассоциация считает необходимым принять меры по обеспечению выделения заявленных розничными реализаторами объемов, согласно заявкам на лимитированный объем нефтепродуктов. Кроме того, стоит ввести государственное регулирование предельных цен на ГСМ для оптовых поставщиков с установлением маржинальности между оптовой и розничной ценой в пределах 30%», - добавил глава ассоциации.
Напомним, в конце июля Казахстан снял ограничения на ввоз нефтепродуктов из России.
В 2014 г. Казахстан планирует импортировать, главным образом из России, 1 069 тыс. т бензина и 600-650 тыс. т дизельного топлива.
При этом производство страной автобензина в 2014 г. планируется на уровне 2,9 млн т, потребление - 4,2 млн т.
В Казахстане работают три крупных НПЗ – Атырауский, Шымкентский и Павлодарский, производство которых не покрывает внутренний спрос, в связи с чем Казахстан вынужден импортировать топливо из РФ. При этом в течение июля Павлодарский завод находился на ремонте.
Отметим, что дефицит предложения нефтепродуктов начал ощущаться и на украинском рынке, в частности, из-за срыва поставок «Белорусской нефтяной компанией».
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти