В начало

Итоги месяца: Иран, Ирак, США и ОПЕК взвинтили цены на нефть

В октябре цены на нефть марки Brent менялись в диапазоне $55,09-61,69/барр. Стоимость барреля нефти WTI колебалась в пределах $49,16-55,03. Усредненный спред между европейским и американскими бенчмарком составил $6,63/барр.

В прошлом месяце основными факторами влияния на нефтяные котировки стали стихия, данные о сжатии мирового рынка и медийная гиперактивность подписантов сделки ОПЕК+.

Череда ураганов, обрушившаяся на территорию Соединенных Штатов, вызвала перебои в работе американской нефтедобывающей и, особенно, нефтеперерабатывающей отрасли – из-за урагана «Харви» было остановлено 24% нефтеперерабатывающих мощностей страны. Это привело к скачкообразным и не всегда прогнозируемым изменениям коммерческих запасов сырой нефти и товарных запасов нефтепродуктов в США. К тому же из-за удара стихии объемы нефтедобычи в США сокращались почти на 800 тыс. барр./сут. (б/с) – с 9,31 млн б/с до примерно 8,5 млн б/с. Такое сокращение снизило влияние «американского фактора» на мировые цены.

Россия и страны ОПЕК воспользовались сложившейся на рынке ситуацией. В ходе государственного визита саудовского короля Салмана ибн Абдул-Азиз Аль Сауда в Москву президент РФ Владимир Путин предложил продлить сделку ОПЕК+, срок действия которой заканчивается в конце марта 2018 г., до конца будущего года. Это предложение оказалось неожиданностью не только для саудовской делегации, но и для остальных подписантов сделки – вначале цены на «черное золото» резко подскочили, потом быстро откатились до минимальных месячных уровней.

Тем не менее, предложение российской стороны позволило ОПЕК усилить медийную кампанию и подтолкнуть вверх цены на нефть.

Цены также были поддержаны введением иракских правительственных войск в город Киркук – нефтяную столицу провинции Иракский Курдистан, жители которой на проведенном в конце сентября референдуме высказались за независимость. Такой шаг Багдада привел к снижению экспорта иракской и курдской нефти через турецкий порт Джейхан примерно на 350 тыс. б/с. При этом наихудший сценарий предусматривал обвал поставок на 600 тыс. б/с.

Президент США Дональда Трамп в октябре отказался подписывать акт о соблюдении Ираном условий антиядерной сделки со странами «большой шестерки» вопреки заверениям международных экспертов о том, что Тегеран неукоснительно соблюдает подписанные договоренности. Фактически, это запустило процедуру введения новых сканкци в отношении Исламской республики Иран (ИРИ) Конгрессом США.

По мнению отраслевых экспертов, разрыв антиядерного соглашения обрушит поставки иранской нефти на 1 млн б/с и может спровоцировать дефицит ресурса на рынке в марте 2018 г. – в момент окончания срока действия сделки ОПЕК+. Возможный уход с рынка значительной части добываемой в ИРИ (и Ираке) нефти, в конце концов, будет компенсирован из других источников, но для этого потребуется определенное время. Например, на отработку новой логистики.

По оценкам аналитиков, соблюдение условий сделки ОПЕК+ приведет к тому, что в текущем году поставки нефти будут на 220 тыс. б/с ниже глобальных потребностей, поскольку спрос на нее остается стабильно высоким.    

Одним из главных итогов октября стало увеличение дисконта на WTI по отношению к Brent до $6,45-7,07/барр., что делает экспортно-импортные операции с американской нефтью выгодными как для ее производителей, так и для потребителей. На этом фоне к концу прошлого месяца экспорт «черного золота» из США увеличился до 2,1 млн б/с, а его производство возросло с середины 2016 г. на 13% – до более чем 9,5 млн б/с. Согласно прогнозам аналитиков, к концу года первый показатель может достигнуть 2,3 млн б/с, второй вплотную приблизиться к 10,0 млн б/с.

Таким образом, октябрь обострил главный вопрос: превысит ли рост добычи нефти в США снижение ее поставок подписантами сделки ОПЕК+? Несмотря на оптимистические настроения рынка, ответ на него вряд ли буден дан до конца 2017 г.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти