В начало

Энерготаможня со второй попытки выиграла суд у «Автотранса»

Хозяйственный суд Киева пересмотрел свое решение годичной давности и отклонил иск ООО «СВГ Плюс» (группа «Автотранс») к Энергетической таможне ГФС о компенсации ущерба 4,4 млн грн за задержку оформления СУГ и нефтепродуктов зимой 2016–2017 гг. Копия решения суда обнародована 1 ноября.

«Отсутствуют доказательства, которые подтверждают противоправность поведения ответчика (Энергетической таможни ГФС. – ek) во время таможенного оформления товара истца, в связи с чем суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска», — говорится в судебном документе.

Это решение суд обосновал тем, что неправомерность действий таможенного органа должна устанавливаться в порядке административного судопроизводства. И только на основании решения административного суда, подтверждающего неправомерность действий таможенного органа, хозяйственный суд может присудить компенсацию из госбюджета.

Поскольку «СВГ Плюс» не обращался в административный суд и не доказал в нем, что Энерготаможня нарушила законодательство, у хозяйственного суда, по его утверждению, нет оснований присуждать компенсацию.

«Такая позиция судьи выглядит довольно странной, прежде всего, учитывая то, что за годы независимости Украины хозяйственные суды не раз рассматривали дела о возмещении вреда, причиненного неправомерными действиями органов государственной власти или их должностными лицами, и ни разу не требовали предоставления решений административных судов, а самостоятельно, при рассмотрении дела, оценивали правомерность их действий, которыми был нанесен вред», — прокомментировали решение суда в компании «СВГ Плюс»

Новое решение полностью противоречит тому, что Хозяйственный суд Киева принял 22 сентября 2017 г., когда удовлетворил иск «СВГ Плюс». Отметим, что первое решение Хозсуда Киева в феврале 2018 г. было подтверждено в апелляционной инстанции. Энерготаможня подала кассационную жалобу и в июне 2018 г. Верховный суд отменил все решения предыдущих инстанций и направил дело на повторное рассмотрение.

«В отличие от предыдущего рассмотрения дела, когда в течение нескольких длительных судебных заседаний путем тщательного изучения всех представленных доказательств иск был удовлетворен, на этот раз суд при новом рассмотрении дела, учитывая сложность, решил не вдаваться ни в какие детали, не изучать и не рассматривать представленные документы и доказательства обоснованности исковых требований и рассмотрев иск за одно судебное заседание, принял противоположное решение», — отметили в «СВГ Плюс».

Компания считает такое решение непринятым и готовится обжаловать его в апелляционной инстанции.

Напомним, речь идет о неправомерных действиях должностных лиц Энерготаможни, которые 15 декабря 2016 г. остановили оформление 1,5 тыс. т СУГ, 296,6 т ДТ и 100,8 т бензина. Товар был выпущен в свободный оборот в двадцатых числах февраля 2017 г.

Задержку с таможенным оформлением Энергетическая таможня объясняла поручениями следователей СБУ, которые обязывали ее проводить пробы товара на содержание сильнодействующих и ядовитых веществ, ссылаясь на собственное расследование.

Сумма 4,4 млн грн включает в себя 1,9 млн грн дополнительных затрат на услуги железной дороги, 542 тыс. грн затрат, понесенных из-за роста акциза с €31/1 000 л до €52/1 000 л, 1,95 млн грн – за вынужденные штрафные санкции за несвоевременный возврат цистерн и их простой в Украине.

Как сообщал enkorr, с середины ноября 2016 г. СБУ начала выборочные остановки таможенного оформления сжиженного газа на станциях Купянск-Сортировочный, Хутор-Михайловский и Спартак. Впоследствии был опубликован список, являющийся внутренней ориентировкой для таможенной службы по задержанию всех грузов, указанных в нем 16 компаний.

Одним из требований следователей стали отборы проб с импортных партий сжиженного газа, что приводило к удорожанию ресурса из-за длительных задержек, которые в ряде случаев уже достигают 30 дней. Впрочем, даже после таможенного оформления следователи изымали груз в качестве вещественных доказательств. При этом до сих пор непонятна связь между изъятием груза и делом о финансировании терроризма, на которое ссылается СБУ.

В административном порядке действия Энерготаможни по задержке оформления грузов зимой 2016–2017 г. оспаривает другая пострадавшая компания — ЧП «Олан», входящая в орбиту GT Group. Сначала это дело рассматривал Харьковский окружной админсуд, сейчас иск направлен на повторное рассмотрение в Киевский окружной административный суд.

Справка enkorr

Группа компаний «Автотранс» (Полтава) работает на рынке нефтепродуктов и сжиженного газа с 1999 г. Сеть компании насчитывает примерно 40 АЗС и АГЗП. Оператор является одним из старейших игроков украинского рынка СУГ и на сегодня входит в ТОП-10 оптовых поставщиков сжиженного газа. В 2017 г. компания импортировала 20 тыс. т СУГ, за 9 месяцев 2018 г. — 38 тыс. т.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти