Министерство энергетики и угольной промышленности Украины вынесло на рассмотрение правительства проект постановления №1064 «О порядке организации и проведения биржевых торгов по продаже нефти сырой, газового конденсата собственной добычи и сжиженного газа». При этом Минэнергоугля не учло ключевые поправки, предложенные Министерством финансов с целью получения максимально возможной прибыли от продажи энергоресурсов государственных компаний. Об этом свидетельствуют имеющиеся в распоряжении OilNews копии изменений и протокол согласованных действий касательно этого постановления.
Основным пунктом, который не был учтен Минэнергоугля, является отмена понижающего (в версии министерства – переходного) коэффициента 0,85, используемого для определения стартовой цены украинской нефти относительно импортных сортов. «Отмена переходного коэффициента 0,85… приведет к существенному повышению стартовой цены на нефть и газовый конденсат, поставит под угрозу реализацию нефти и газового конденсата…, поскольку переработка нефти будет убыточной на отечественных НПЗ», – говорится в протоколе согласования позиций, в котором не согласованы предложения Минфина. Ведомство предлагало отменить понижающий коэффициент с целью «недопущения занижения стартовой цены нефти и газового конденсата и налогообложения доходов».
Проектом изменений также расширяется перечень сортов нефти, которые могут быть использованы для определения стоимости украинской нефти.
Помимо нефти Urals и Azeri Light, перечень дополнен «другими сортами легких нефтей Каспийского региона». Какие сорта относятся к «каспийским» – не уточняется.
Также Минфин предлагал установить минимальный объем импортной поставки, которую можно было использовать для расчета цен на украинскую нефть, в размере 20 тыс. т, тогда как финальная версия снижает данный порог до 5 тыс. т. Период, за который должен быть поставлен данный объем, не уточняется.
В случае если в период мониторинга в Украину не была импортирована нефть одного из указанных сортов в обозначенных объемах, новый порядок проведения торгов предписывает применить понижающий коэффициент 0,85 к среднему значению цены нефти сорта Brent на европейском рынке. Ранее в данном случае стартовая цена на украинскую нефть устанавливалась на уровне средней котировки нефти Urals на Северо-Западе и в Средиземноморье, что значительно выше, чем 15%-ное дисконтирование Brent (согласно данным агентства Platt’s, Urals дешевле Brent на 2,2%).
По данным OilNews, проект нового порядка проведения аукционов был подготовлен под руководством нового заместителя министра энергетики Игоря Диденко за день до выездного заседания Кабинета министров Украины в Виннице 16 мая 2014 г. На этом заседании проект постановления был внесен с голоса министром энергетики Юрием Проданном.
Аукционы по продаже энергоресурсов госкомпаний («Укрнафта» и «Укргаздобыча») были внедрены в 2000 г. С 2006 г. единственным покупателем украинской нефти на аукционах является группа «Приват», перерабатывающая ее с 2008 г. на кременчугском НПЗ «Укртатнафта».
«Приват» также осуществляет оперативное управление крупнейшим добытчиком этой нефти компанией «Укрнафта». Ведущие роли «Привата» в управлении «Укрнафтой» и «Укртатнафтой», несмотря на наличие крупного государственного участия (в лице НАК «Нафтогаз Украины») в этих компаниях, являются результатом проведения собраний акционеров этих компаний зимой 2010 г. На этих собрания «Нафтогаз» проголосовал за расширение полномочий миноритарных акционеров, защиту их прав в «Укрнафте» и по сути легализовал результаты рейдерского захвата «Укртатнафты». От «Нафтогаза Украины» участие в данных собрания санкционировал заместитель председателя правления И. Диденко.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти