В начало

Балансировка рынка – фантазия. Он по-прежнему переполнен нефтью: Reuters

Нефтяная промышленность мечтает о возврате рынков к балансу и окончании периода глобального перенасыщения «черным золотом», которое привело к обвалу нефтяных котировок более чем на 70% в период между июлем 2014 г. и началом 2016 г. Однако высока вероятность того, что надежды на мировой баланс вскоре рухнут.

Несмотря на недавние сбои и сокращения добычи нефти, существуют доказательства того, что накопленные в мире запасы нефти и нефтепродуктов задержат балансировку мирового рынка, о которой так часто говорят в деловых изданиях.

«Рынок должен прекратить всякие беспокойства по поводу баланса и сосредоточиться та том, что происходит сейчас», – сказал Мэтт Стэнли, топливный брокер Freight Investor Services из Дубая.

«Мы возрадовались ценовому ралли, приключившемуся на фоне перебоев с поставками, лесных пожаров и, казалось бы, роста спроса [на нефть]. Ну ладно, Shell объявила о форс-мажорных обстоятельствах с поставками нигерийской нефти Bonny<...>, но ведь лесные пожары в Альберте прекратились, а Канада быстро восстанавливает добычу сырья! Кроме того, [в США] спрос на бензин находится на уровне 15-месячных минимумов», – добавил он.

Сейчас запасы нефти не просто растут – они растут на фоне снижения спроса на сырье.

В условиях, когда в Европе и США царит экономический застой, главной надеждой отрасли был рост спроса в Азии. Но, как показывают данные Thomson Reuters EIKON, уже в течение четырех месяцев в регионе наблюдаются пробки из крупнотоннажных нефтеналивных танкеров, которым некуда разгружаться.

Еще одним показателем продолжающегося перенасыщения рынка является форма кривой роста числа коротких позиций по нефтяным фьючерсам, в которой контанго преобладало на протяжении большей части этого года. А это означает, что нефть для продажи на более поздний срок дороже той, которая предназначена для немедленной доставки. Это делает хранение нефти для более поздней продажи привлекательным для трейдеров и рассматривается как ключевой признак избытка предложения (аналогичная ситуация наблюдалась в 2014-2015-м гг., – ON).

Сегодня в мире накоплено так много нефти, что, по данным космических фотографий, трейдеры вынуждены арендовать супертанкеры для хранения невостребованного сырья. Запасы нефти настолько велики, что они могут оказать давление на рынок даже в 2018 г.

«На рынке остаются сотни миллионов баррелей избыточной нефти, для уменьшения которых потребуется очень много времени», – сказал саудовской министр энергетики Халид аль-Фалих в интервью немецкой газете Handelsblatt.

Стоит отметить и то, что данные о росте продаж легковых автомобилей в Китае и увеличении ВВП довольно обманчивы. Например, продажи новых легковых автомобилей в КНР по-прежнему огромны – более чем 2 млн шт./мес. Но при этом они на 25% ниже продаж в декабре 2015 г.

В расчете на продолжение бума нефтепереработки в Китае производители нефти добывают столько сырья, что даже огромный внутренний рынок КНР не в состоянии справиться с ростом запасов нефтепродуктов. А это ведет к быстрому росту китайского топлива на и без того переполненном азиатском топливном рынке. При этом китайская программа по созданию стратегических запасов нефти (SPR), которая в последние годы была мощным источником спроса на «черное золото», может резко замедлиться или даже остановиться в ближайшее время – имеющиеся в Китае объекты хранения полностью или почти полностью заполнены. Результат: аналитики американского банка J.P. Morgan в сентябре ожидают «снижения импорта сырой нефти Китаем на 15%».

Результаты референдума о пребывании Великобритании в ЕС, скорее всего, будут оказывать влияние на потребление нефти еще минимум шесть месяцев.

Наконец, надежды на то, что Индия «станет новым Китаем», сильно преувеличены. Индия еще долгое время будет оставаться слишком бедной страной для того, чтобы уровень потребления топлива здесь сравнился с Китаем. Судите сами: в Индии ежегодно продается около 15 млн мотоциклов и мопедов, в то время как в Китае по итогам прошлого года было продано 25 млн автомобилей – свыше 2 млн авто в месяц. Для Индии аналогичный показатель уже многие годы составляет 200-300 тыс. авто в месяц. (В рекордный для украинского авторынка 2008 г. в нашей стране было куплено более 620 тыс. авто, – ON). 

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти