В начало

«Альянс» собрался в Китай

НК «Альянс» собирается расширить свою сбытовую сеть на Камчатке, в Забайкалье и Магаданской области, а также думает о развитии бизнеса в приграничных районах Северо-Востока Китая, пишут «Известия» со ссылкой на несколько источников на рынке и официального представителя «Альянса» Андрея Румянцева.

По его словам, это связано с ростом объемов производства моторного топлива на Хабаровском НПЗ компании, с одной стороны, и с ограничениями, накладываемыми по линии ФАС на дальнейшее наращивание бизнеса «Альянса» в регионах его традиционного присутствия, в частности в Хабаровском крае, с другой стороны.

По мнению экспертов, планам «Альянса» может помешать соперничество с «Роснефтью»,  которая уже несколько лет хочет выйти на розничный рынок бензина в Китае, а также присматривается к тому же активу на Камчатке, что и НК «Альянс».

Мощности Хабаровского НПЗ по производству бензинов уже увеличены до   46-8 тыс. т в месяц, а с 2014 г., после запуска комплекса гидрокрекинга-гидроочистки, компания будет располагать 1,2-1,3 млн т в год дизтоплива Евро-5. Суммарный объем переработки сырья на заводе компании вырос с 3,9 млн т в 2012 г. до 4,7 млн т в 2013-м (397,2 тыс. т в июле 2013 г.). После ввода в строй отвода к нефтепроводу Восточная Сибирь–Тихий океан мощность завода составит свыше 5 млн т в год.

Поэтому «Альянс» изучает возможности расширения географии своих поставок нефтепродуктов внутри страны и за ее пределами. Компания хотела бы поставлять свою продукцию преимущественно на российский рынок, однако если доля в Приморье вырастет, это грозит ей со стороны ФАС обретением статуса доминирующего игрока не только в рознице, но и в опте. 

В Магадане «Альянс» интересует возможность оптовых поставок бензина, дизеля и авиакеросина, в Забайкалье и на Камчатке компания хотела бы приобрести либо построить сеть АЗС.

По сообщению источника на нефтяном рынке, знакомого с планами компании, «Альянс» ведет переговоры о покупке независимого участника местного рынка – компании «Камчатнефтепродукт».

Гендиректор «Камчатнефтепродукта» Павел Репетун отказался комментировать переговоры о продаже актива, пояснив, что их ведут его владельцы. По его словам, «Камчатнефтепродукту» принадлежат нефтебаза объемом 49 тыс. т, причал, танкер на 7,5 тыс. т груза и 18 АЗС. 97% нефтепродуктов компания приобретает у «Роснефти», 3% – у НК «Альянс».

По словам одного из участников рынка нефтепродуктами Камчатки,  владельцы «Камчатнефтепродукта» уже несколько лет ведут переговоры о продаже бизнеса то с «Роснефтью», то с «Альянсом», однако те не хотят покупать компанию дорого, поскольку она плохо генерирует прибыль, а дешевле собственники расстаться с активом не готовы.  А также «Роснефть» несколько лет назад пыталась построить свою сеть АЗС в регионе, но не получила участков под строительство и осталась на рынке лишь в качестве оптового поставщика. «Роснефть» информацию не комментирует.

ОАО «Камчатнефтепродукт» принадлежит нескольким частным акционерам, среди  которых Игорь Тарасюк (10,6% акций), Любовь Кон (19,1%) и Александр Швец (44,25%). Выручка «Камчатнефтепродукта» за 6 месяцев 2013 г., согласно отчету по РСБУ за  II квартал 2013 г., составила 2,75 млрд руб. ($83,3 млн), чистая прибыль – 43,8 млн руб. ($1,3 млн), в то время как за аналогичный период 2012 г. компания получила 2,84 млрд руб. ($86,06 млн) выручки и 128,7 млн руб. ($3,9 млн) прибыли.

Аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева оценила рыночную стоимость активов «Камчатнефтепродукта» в $30-35 млн.

Соперничество с «Роснефтью» у НК «Альянс» может возникнуть не только из-за актива на Камчатке, но и на рынке Китая. Госкомпания еще в 2006 г. хотела построить 300 АЗС в КНР, но переговоры продолжаются до сих пор. По словам источника, знакомого с планами «Роснефти», компания намерена выйти на розничный рынок бензинов КНР совместно с китайскими партнерами (CNPC), вероятно, после ввода в строй Тяньцзиньского НПЗ.

«Альянс» пока что только изучает возможности китайского рынка, анализирует налоговое законодательство.  

По словам Андрея Румянцева, «Альянс» оценивает Китай и Монголию как перспективные направления железнодорожных и речных поставок. Кроме того, компания заинтересовалась и вариантом создания собственной сети АЗС в районе приграничного поселка Фуюань (он располагается через реку от Хабаровска), который быстро растет.

Эксперты называют планы «Альянса» на Китай слишком оптимистичными, поскольку  китайский рынок розничной торговли бензином весьма специфический и не содержит стандартных бизнес-решений. Кроме того, он строго регулируется государством – там нельзя свободно поднимать цены на топливо. Однако есть и преимущество – в его объеме. Китайский рынок также насыщен местными компаниями, в основном его контролируют CNPC и Sinopec, входящие в топ-10 мировых нефтяных мейджеров.

«Если бы одна из них захотела видеть в партнерах российскую нефтяную компанию, то выбрала бы «Роснефть». И если «Роснефть» не нашла пока с ними общего языка, то вряд ли кто-то другой сможет в ближайшее время на этот рынок войти», – считает  ответственный секретарь Российско-китайской палаты по содействию торговле машинотехнической и инновационной продукцией Сергей Санакоев.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти