Крупнейшая сеть АЗС восточной Украины «Параллель» была вынуждена остановить работу станций на оккупированной части Донбасса. При этом головной офис перебрался в Запорожье. Несмотря на тяжелое положение, оператор заявляет о стремлении покорять новые регионы, а в перспективе стать национальной сетью АЗС. Компанию покинул Александр Титов, много лет курировавший вопросы контроля качества топлив. Его уход и послужил поводом для этого интервью. О том, как организована работа сети сегодня, как реализуется программа контроля качества в сегодняшних сложных условиях OilNews узнавал у заместителя генерального директора компании «Параллель» по юридическим вопросам Станислава Зеленого.
Что из прежней структуры контроля качества компании «Паралелль» осталось в вашем распоряжении после переезда офиса в Запорожье (лаборатории, в том числе мобильные)?
С. Зеленый: Контроль качества в «Параллели» продолжает базироваться на системе, разработанной специалистами компании и сертифицированной в 2003 году по международному стандарту менеджмента качества ISO 9001:2000 инспекционным обществом BureauVeritas. Современное оборудование лаборатории (в том числе многофункциональные анализаторы топлива PetroSpec GS-1000 Plus и ERASPEC), входящие в состав мобильных лабораторий, а также все 3 автомобиля мобильных лабораторий находятся на подконтрольной Украине территории и сейчас применяются для контроля качества нефтепродуктов как на нефтебазе в Днепропетровске, которую мы используем, так и на всех АЗК.
Напомню, в августе прошлого года лаборатория нефтепродуктов успешно прошла очередную аттестацию, которая действительна до 2019 года. Таким образом, наша лаборатория может самостоятельно анализировать бензин и дизельное топливо в рамках определенных современным законодательством аттестованных методов исследования.
А какова сейчас ситуация с персоналом? Многие специалисты ведь остались в Донецке. Вы набираете новых людей в штат?
С. Зеленый: Сейчас в процессе системного контроля качества нефтепродуктов задействованы компетентные специалисты – это инженеры и лаборанты с высшим химическим образованием, большим опытом работы в нашей компании. Возглавляет лабораторию Инна Ивановна Сердюк, которая уже имеет многолетний опыт управления крупной лабораторией нефтепродуктов, имеет высшее образование по специальности инженер-химик-технолог химической технологии переработки нефти и газа. В нашей компании она работает давно и зарекомендовала себя как ответственный и порядочный сотрудник, большой профессионал своего дела.
Есть ощущение, что качество для потребителя, особенно если говорить о Донбассе, сегодня уже не является безоговорочным приоритетом. По вашему мнению, нужен ли сегодня высококачественный дорогостоящий литовский бензин в прифронтовых городах при ценах выше 20 грн/л?
С. Зеленый: Снижение покупательной способности, которое заставляет автомобилистов переходить на более дешевое, а значит, менее качественное топливо, характерно не только для Донбасса, но и для всей Украины. Несмотря на это, для наших клиентов вопрос качества остается актуальным. Поэтому наши приоритеты в этом отношении тоже не меняются: мы продолжаем работать по самым высоким стандартам, закупая топливо как у польско-литовского производителя, так и у других поставщиков, чьи нефтепродукты соответствуют стандарту Евро-5. В регионах нашего присутствия цены на топливо отражают общие ценовые тенденции на рынке Украины.
В последнее время крупные операторы пытаются реформировать систему мониторинга качества топлива и сервиса. Оптимизировать затраты. В частности, WOG сократил 19 областных дирекций и оставил 7 региональных. «Параллель», несмотря на все сложности, расширяет географию и заявляет о дальнейшем продвижение на запад страны. Учитывая все обстоятельства, каким образом вы собираетесь осуществлять контроль качества, например, в Луганской области, находясь в Запорожье?
С. Зеленый: В течение последнего года, действительно, были сложности в организации контроля качества нефтепродуктов в удаленных регионах, например, в Луганской области. Некоторое время этот процесс проходил не в полном объеме из-за неспокойной ситуации в регионах, которая создавала трудности для визитов лаборатории в некоторые города вблизи линии разграничения. Сегодня мы возобновили полномерную работу по проверке качества топлива и контролю норм отпуска на АЗС. Для этого мы ввели в работу новый график проведения проверок, который охватывает все регионы нашего присутствия – Запорожский, Днепропетровский, частично Луганский и Донецкий.
Те же крупные операторы рынка в последнее время отказались, либо же существенно сократили частоту мониторинга топлива на АЗС с помощью мобильных лабораторий. Продолжаете ли вы использовать мобильные лаборатории, графики проверок остались прежними?
С. Зеленый: Для контроля качества нефтепродуктов на АЗС в настоящее время мы используем две из трех мобильных лабораторий, которые полностью укомплектованы приборами для проверки качества топлива, для осуществления контроля норм отпуска на АЗС и, как я уже сказал, работают по актуализированному графику.
Большие сети занимаются мониторингом качества топлив на рынке, где они работают. Занимаетесь ли вы такой практикой и можете ли оценить различия между регионом Днепропетровска/Запорожья и родного для вас Донбасса?
С. Зеленый: В Донбассе культура потребления брендового топлива, как топлива с повышенными потребительскими характеристиками, в стабильные времена была распространена сильнее, чем, например, в Запорожье. Думаю, это связано с особенностями развития рынка в этих регионах. Если в Донбассе традиции потребления качественного топлива воспитывала «Параллель», как крупнейшая сеть и безусловный лидер региона, то Запорожская область долгое время оставалась вотчиной сетей, которые продавали топливо не самого высокого качества, но по соответствующей цене.
Вы заявляете, что прекратили работу на оккупированной территории. В то же время известно, что кто-то продолжает эксплуатировать ваши станции. Так же, как это происходило со станциями других операторов – ОККО, WOG, «Приват», когда вы еще поддерживали работу сети в этом регионе. Можете ли оценить, чем торгуют эти сети, каково вообще качество топлива в Донецке сегодня? Мы сегодня получаем информацию как о том, что качество топлива находится на нормальном уровне и на АЗС реализуется продукт российских НПЗ, так и о том, что это ресурс поступает с каких-то мини-НПЗ.
С. Зеленый: Да, с 18 мая 2015 года мы приостановили работу сети АЗК под ТМ «Параллель» на неподконтрольной Украине территории. Все АЗК были законсервированы, все сотрудники, после выплаты достаточно щедрых компенсаций, уволены. Буквально через несколько дней после остановки нам стало известно о фактах несанкционированного возобновления работы части наших АЗК неизвестными лицами. По всем этим случаям мы подали заявления в правоохранительные органы Украины. Несмотря на то, что наши АЗК кто-то пытается эксплуатировать, чаще всего они стоят без топлива, потому что ресурса в городе просто нет.
Все указывает на то, что снабжение топливом неподконтрольной территории сегодня крайне нестабильно, особенно это касается бензина. В Донецке работает минимальное количество автозаправочных станций, которые чаще всего простаивают без нефтепродуктов. Когда бензин все же поступает в резервуары, на этих АЗС мгновенно выстраиваются пятикилометровые очереди из желающих заправиться, и буквально за несколько часов бензин снова исчезает.
Когда наша компания еще работала на этой территории, мы периодически проводили мониторинг качества нефтепродуктов, которые реализуются на других АЗС. В большинстве случаев отобранные нами пробы не соответствовали действующим ДСТУ, в своем составе они содержали опасные октаноповышающие присадки, запрещенные для использования на территории Украины, также во многих пробах были выявлены существенные превышения по содержанию бензола, серы, и других вредных компонентов. Такое топливо было явно изготовлено кустарным способом на мини-НПЗ с нарушением всех возможных технических условий.
На фоне колоссального падения потребления светлых нефтепродуктов в Украине активно растет газовый сегмент. Этот рост актуализировал вопрос качества газа. Ведете ли вы мониторинг (испытания) качества автогаза или, как и большинство участников рынка, торгуете тем, что есть на рынке? Каким образом, на ваш взгляд, можно решить проблему качества СУГ, поддерживаете ли вы идею введения европейского стандарта, как это произошло с бензинами?
С. Зеленый: Мы приобретаем партии газа у проверенных производителей, в основном – зарубежных, которые используют современное техническое оснащение при производстве и ориентируются на европейский стандарт для автомобильного газа – EN 589. Такой газ имеет строго сбалансированный углеводородный состав с максимальным содержанием пропана в смеси и низким содержанием серы. Исправность газозаправочного оборудования, которое используется на наших АЗК, контролируется в регулярном режиме совместно специалистами нашего технического подразделения и представителями компании, у которой это оборудование закупалось.
Рынок газа активно развивается на фоне падения спроса на традиционно популярный бензин. Так, в конце 2014 года мы озвучивали прогноз на 2015 год, согласно которому рост потребления автомобилистами голубого топлива составит 20%, и первые несколько месяцев этого года подтверждают наш прогноз. Так, по данным госстатистики, за 4 месяца было продано на 22% больше сжиженного газа, чем за тот же период прошлого года, в то время как продажи традиционных видов нефтепродуктов снизились на 30%.
При этом есть много открытых вопросов по государственному регулированию рынка газа. Как известно, в Украине до сих пор отсутствуют стандарты на автомобильный газ, а используется стандарт ДСТУ 4047-2001 на газы для коммунально-бытового использования. Физико-химические характеристики автомобильного и бытового газа практически одинаковы и отличаются лишь чуть более высоким содержанием серы и жидкого остатка у бытового газа.
Чтобы развитие рынка происходило в здоровом и цивилизованном русле, ему жизненно необходима понятная, простая и системная регуляторная политика со стороны государства.
При этом для внедрения отдельного стандарта для автогаза нужно проделать очень серьезную работу: подготовить материально-техническую базу, разработать действенную систему контроля, совместно с операторами рынка выработать комплексный план мероприятий для успешного внедрения нового стандарта в существующих условиях. Помимо колоссальных трудозатрат всех участников процесса понадобятся и большие финансовые вложения со стороны государства.
Актуальной остается тема спиртовых топлив. Многие специалисты называют его некондиционным топливом. Сети, которые включили его в свою номенклатуру, заверяют в его достаточных качественных показателях. Потребитель, голосуя гривной, пока не выстраивается в очередь за этими бензинами, несмотря на весьма ощутимый ценовой гандикап. Как вы оценивает эти бензины? Считаете ли вы, что им место на рынке или наоборот? Почему?
С. Зеленый: У нас был опыт реализации в сети биоэтанольного топлива с содержанием этанола 5%. Несмотря на то, что мы проводили разъяснительную информационную кампанию для автомобилистов, продажи этого бензина были минимальными. Так, на том этапе мы пришли к выводу, что наш потребитель предпочитает традиционные виды нефтепродуктов.
Если говорить о свойствах спиртового топлива, то важно остановиться на вот каких моментах. Многочисленные испытания, которые проводились для российских и европейских рынков, свидетельствуют о том, что добавление 5% этанола к стандартному бензину никак не отражается на эксплуатационных характеристиках двигателя.
Что касается влияния такой этаноло-бензиновой смеси на окружающую среду, то при ее использовании наблюдается существенное снижение выбросов СО в атмосферу, небольшое снижение выбросов углеводородов, а вот эмиссия альдегидов и оксидов азота, которые тоже являются токсичными веществами, несколько возрастает. Поэтому говорить о большей экологичности такого топлива, на наш взгляд, некорректно.
Что касается более высокой доли содержания этанола, здесь мнения исследователей расходятся. Одни утверждают, что увеличив долю этанола до 10%, мы спровоцируем обеднение бензовоздушной смеси, что приведет к ухудшению эксплуатационных характеристик двигателя практически при всех режимах его работы, а также к увеличению расхода топлива. Другие испытания показывают, что нет вреда для двигателя вплоть до 15% этанола в топливе.
При этом есть много данных, подтверждающих, что новые модели автомобилей более толерантны к топливу, содержащему этанол в значительных дозах. Но не стоит забывать, что спирт обладает кислотными свойствами, он вызывает коррозию металла, разъедает пластик, резину и другие материалы. Во многих моделях, выпущенных после 2000 года, этот фактор уже проработан. Хотя все равно многие европейские автопроизводители рекомендуют использовать только традиционные виды нефтепродуктов, а их официальные дилеры и сервисные центры отказывают в гарантийном сервисном обслуживании тем автовладельцам, которые столкнулись с поломками после использования спиртового топлива.
Еще одна существенная проблема спиртосодержащего топлива (где доля этанола составляет более 5%) – это его быстрое расслоение под воздействием влаги, что приводит к потере его потребительских свойств. Нужно также помнить о том, что смесевые топлива имеют гораздо более короткий срок годности (эксперты называют сроки от 1 до 3 месяцев).
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти