После смены власти в Украине в 2014 г. система торгов сжиженным газом государственных компаний «заглючила». Выписанный под группу «ВЕТЭК» регламент аукционов работать не мог, а ничего нового не предлагалось. Следующий год прошел под знаменем поиска оптимального формата торгов, и только к февралю 2015 г. система сформировалась.
Сейчас продавцы, из которых истинно государственным осталось лишь ПАО «Укргаздобыча», занялись повышением эффективности торгов. По словам Вадима Шленчака, заместителя председателя правления госкомпании, переход на электронные аукционы — процесс крайне трудоемкий, однако результат обещает окупить усилия.
Аукционы по продаже сжиженного газа еще долго будут ассоциироваться с именем Сергея Курченко. Как осуществляется сбыт газа производства госкомпании сейчас?
В. Шленчак: Отголоски работы «ВЕТЭК» мы слышим до сих пор, однако все схемы Курченко рухнули тотчас, как его компания самоликвидировалась в феврале 2014 г. Поначалу со сбытом сжиженного газа были проблемы, поскольку существовали непреодолимые законодательные противоречия. Два месяца ушло на то, чтобы создать систему торгов заново.
В июле начались первые коммерческие торги, а в августе прошел первый спецаукцион для коммунально-бытовых нужд населения. Сейчас весь товар продается на свободных торгах: около 4 тыс.т (15-17% общего производства) на спецаукционах, остальное — на коммерческих.
В 2014 г. старт аукционов, а потом их реформирование уперлось в выбор биржи. Почему этот процесс был таким мучительным?
В. Шленчак: Сначала Минэнергоугля выбирало биржу для продажи государственного сжиженного газа, а для этого необходимо было соблюсти множество длительных процедур. В итоге выбор биржи все же оставили за компаниями-продавцами. За все это время по собственной инициативе и требованию министерства мы сменили несколько бирж, однако с февраля 2015 г. торгуем только на Товарной бирже «Украинская межрегиональная специализированная» (далее — ТБ «УМС». — Ред.).
Каковы главные критерии отбора торговой площадки?
В. Шленчак: От организации проведения торгов в значительной степени зависит, насколько они будут конкурентными. Это, в свою очередь, влияет на цену, сформировавшуюся на торгах, и, следовательно, на доход государственной компании.
Например, ТБ «УМС» запустила систему электронной подачи заявок на торги и изменила систему гарантийных взносов. Это позволило значительно упростить доступ к аукционам для небольших компаний. Теперь даже владелец одной заправки может приобрести газ на наших торгах. В результате количество участников увеличилось с 51 в феврале до 70 в июне. Чем жестче конкуренция, тем выше цена нашего продукта, а это и есть главный критерий.
Будут ли запущены электронные торги ресурсом «Укргаздобычи»?
В. Шленчак: Обязательно! Это наш следующий шаг. В марте-апреле этого года были проведены консультации с представителями Минэнергоугля, Минэкономразвития, ТБ «УМС», Украинской ассоциации сжиженного газа и аналитиками рынка.
ПАО «Укргаздобыча» как продавец заинтересовано в этом больше всех. Нынешний формат торгов допускает возможности сговора покупателей, что грозит компании недополучением дохода. Правильно организованные электронные торги по принципу анонимности эти возможности нивелируют. Для покупателей такой формат тоже имеет много преимуществ.
Когда можно ожидать запуска электронных торгов?
В. Шленчак: Сейчас идет работа над адаптацией необходимого законодательства. В частности, нужно внести изменения в постановление Кабинета министров, регламентирующее торги сжиженным газом, а это трудоемкая процедура.
Быстрее идут дела с нефтепродуктами. 9 июля были проведены пилотные электронные торги. Успешный результат и сам факт их проведения говорят о том, что мы на верном пути.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти