В начало
Совладелец сети KLO Игорь Чернявский:  «Об оплате электричества мы забыли как о страшном сне»

Совладелец сети KLO Игорь Чернявский: «Об оплате электричества мы забыли как о страшном сне»

Сеть автозаправочных комплексов KLO — последняя «местная» сеть на столичном рынке. Конкуренция с национальными брендами заставляет эту компанию и ей подобных искать зачастую нестандартные решения выживания.

Один из элементов этой борьбы в исполнении KLO — увлеченность альтернативной энергетикой, что скоро может дать не только экономию, но и живой заработок от продажи энергии. Об этом, а также о перспективах электромобилей, о спиртосодержащем топливе и аварии на нефтебазе в Василькове (Киевская обл.) — разговор с совладельцем столичной сети Игорем Чернявским.

Что подтолкнуло заняться альтернативной энергетикой, причем не только на АЗС, но и в центральном офисе компании?

И. Чернявский: Подтолкнула элементарная нехватка энергии. Серьезная проблема нашей страны — это отсутствие маневровых емкостей в нужных объемах. Ни в одной точке Киева и области невозможно получить столько энергии, сколько нужно АЗС. Столица, в отличие от многих других регионов, растет, но мощности энергосети не увеличиваются адекватно росту потребления.

Возьмем для примера любой девятиэтажный жилой дом, почти на каждом балконе висит кондиционер, а это 1,5-2 кВт. Если в доме 100 квартир, то это уже 200 кВт. И это только кондиционеры, а есть еще лифты, холодильники, чайники, утюги и т.д. В то же время к дому подведен кабель в 300 кВт. Сюда же пытаются подключаться новые объекты: заправки, магазины и др. Раньше этого хватало, но сейчас же потребление возросло в три-четыре раза.

При строительстве нашего нового офиса мы столкнулись с нехваткой энергии. У нас было 200 кВт, а офисное помещение из плановых 600 кв.м выросло почти до 2000. Добавили кафе «Борщ», 90 рабочих мест для офисных сотрудников… В итоге образовался дефицит размером 200 кВт.

Затраты на недостающую энергию нам оценили в $200 тыс., и я в это верю, так как «Киев­энерго» необходимо уложить 3 км кабеля, добавить трансформатор и т.д. Начали изучать варианты, «альтернативка» обошлась нам в результате в $100 тыс., но при этом наладили собственную генерацию электроэнергии, поставили твердотопливный котел и забыли об оплате электричества как о страшном сне.

Очевидно, что для АЗС эта тема еще более актуальна… Какие основные решения внедрены в вашей сети?

И. Чернявский: На станциях абсолютно та же проблематика. Ставим кафе «Борщ» — лимиты автоматически превышаются. Мы начали создавать схему, которая «срезает» пики (потребления. — Авт.), особенно в летний сезон, когда работают кондиционеры. Зимой же, как правило, диверсифицированное потребление — включаются газовые, мазутные, твердотопливные котельные. Что мы имеем на сегодня?

Во-первых, вода на всех АЗС, где есть кафе, нагревается за счет солнечной энергии. Ее с избытком, хватает даже на отопление в период межсезонья. Почти на всех крупных объектах установлены твердотопливные котлы — либо пеллетные, либо дровяные. Это зависит условий на АЗС, от противопожарных норм.

На крупных объектах — собственная генерация от 20 кВт до 40 кВт энергии, по-разному. Как правило, объем генерации устанавливаем исходя из минимального потребления АЗС, чтобы не «сливать» энергию в сеть. В ближайшее время надеемся на утверждение новой редакции законодательства в отношении «зеленого тарифа», где не будет нормы, сдерживающей развитие солнечной энергии. Глядишь, не только экономить, но и зарабатывать начнем.

Каков суммарный эффект от программ энергосбережения и альтернативной энергетики? Куда движетесь дальше?

И. Чернявский: Есть куда развиваться. На больших объектах мы будем увеличивать объемы генерации энергии, и если «зеленый тариф» будет, то некоторые объекты фактически станут электростанциями мощностью, может, даже 200-300 кВт•ч. Пока мы генерируем в среднем (я не разделяю тепловую и электрическую энергию) около 300 МВт в месяц.

Давайте перейдем от альтернативной энергетики непосредственно к альтернативным энергоносителям. Если говорить об электричестве, что думаете по поводу перспектив электромобилей?

И. Чернявский: Они определенно могут занять свою долю на рынке, в ближайшие лет пять, может, 5-10%. Но это если будут вложения в инфраструктуру, в места подзарядки. Для Киева, по моим прикидкам, надо $1-2 млрд, но такие деньги вряд ли найдутся в условиях кризиса.

Надо понимать, что я говорю о скоростной зарядке электромобилей, для которой необходима мощность 22 кВт. Тогда как обычная розетка, которую сегодня нам некоторые презентуют как зарядку для электрокаров, будет заряжать ту же Tesla 30 часов. Это, мягко говоря, неудобно.

Использование электромобиля абсолютно невыгодно и с точки зрения элементарной экономии. Возьмем хотя бы мой пример. Tesla стоит $150-170 тыс., но я за $60-70 тыс. лучше куплю прекрасный автомобиль Audi А-6, а банковских процентных начислений на сэкономленную сумму мне хватит на закупку бензина на весь год.

К тому же Tesla не позволит мне на день съездить на переговоры в Хмельницкий или в Винницу. Мне там надо будет искать зарядку, ночевать, пока зарядится автомобиль. Сейчас же на автомобиле я через четыре часа в Николаеве, через пять — в Одессе, два часа поговорил и уехал. Я ничем не связан. А для меня время — деньги. Люди с деньгами не позволят себе эту машину, разве что это какой-то фетиш. Но это неоправданно дорого, во всяком случае, пока.

В идеале должна быть зарядка не на 3,5 кВт, как предлагают сейчас, а на 22 кВт, и то лишь там, где есть кафе, в котором человек посидит полтора часа, зарядит машину хотя бы на 30-40 кВт. А за три часа зарядить 10 кВт из 80-киловаттного «бака» – это смешно.

У наших потребителей также в голове имеется пунктик, что электричество им кто-то будет давать бесплатно. Они не понимают, что для получения этих лишних 22 кВт на скоростную зарядку надо потратить $20 тыс. на усовершенствование сети, на кабели, на трансформаторы, на саму зарядку… И вы думаете, кто-то после этого будет раздавать энергию бесплатно?

Напоследок хотел бы узнать, какие выводы вы, как непосредственный участник тушения пожара на нефтебазе компании «БРСМ-Нафта», сделали из этой крупнейшей аварии в истории Украины для себя?

И. Чернявский: Первое — техникой безопасности пренебрегать нельзя. Надо чаще проводить занятия по технике безопасности и по пожарной безопасности с сотрудниками, учения хотя бы раз в квартал.

Ни один объект не застрахован от внештатных ситуаций. На нефтебазах и АЗС постоянно надо проводить какие-то регламентные работы, но необходимо предусматривать и нестандартные ситуации, их тоже хватает. Любой пожар можно легко потушить в первые секунды, если правильно подготовиться к такой вне­штатной ситуации.

Люди должны быть обучены, подготовлены, сохранять спокойствие и действовать правильно. Последние учения на нашей базе были в конце апреля, поэтому когда начался пожар на соседней базе, наши сотрудники уже на третьей минуте поливали их резервуары из брандспойтов.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти