В начало
Сергей Федоренко: «Мы стали в единую линейку с мировыми НПЗ»

Сергей Федоренко: «Мы стали в единую линейку с мировыми НПЗ»

«Укргаздобыча» всегда находилась под пристальным вниманием СМИ, и когда в 2015 г. у руля госкомпании встал новый менеджмент во главе с Олегом Прохоренко, это внимание усилилось кратно. Это и не удивительно – компания стала одним из главных отраслевых ньюсмейкеров в 2016 г., а частота общения ее топ-менеджмента с журналистами – беспрецедентна. Наше интервью с директором по коммерции «Укргаздобычи» Сергеем Федоренко – подведение итогов 2016 г. и беседа о планах на 2017 г. За этот год компания продвинулась по всем фронтам: переработка, маркетинг, трейдинг, персонал. Год был настолько насыщенным, а планов так много, что беседу пришлось разделить на две части, первая из которых посвящена переработке и качеству продукции, одной из сфер, которая впервые за всю историю так активно развивалась в компании.

OilNews: Сергей, шебелинские светлые продукты уже все соответствуют Евро-5?

Сергей Федоренко: Мы производим большую часть топлива экологического класса Евро-5: весь бензин А-95, все дизтопливо. «Двойку» еще в конце прошлого года хотели оставить на длительный срок качества Евро-4 – не было экономического смысла вкладываться в новое оборудование, заниматься перенастройкой старого для поддержки серы на уровне ниже 0,01%. Хотели сделать это плавно, чтобы до 1 января 2018 г., когда новые требования техрегламента вступят в силу, все наше топливо соответствовало стандарту Евро-5.

Но с января увидели, что это единственный наш «якорь», единственный продукт, о котором могут сказать, что он хуже других на рынке. Поэтому поэтапно, с февраля, переведем объемы автоналива на качество Евро-5. Если увидим отклик от рынка – в течение следующего месяца весь объем будем производить и отгружать уже такого класса.

«Двойка» пока не суперуспешный проект по сравнению, например, с дизелем, мазутом и масляным дистиллятом. Но бензины – это большая часть нашей продукции. Мы все время боремся с нашим традиционным рынком, который привык покупать шебелинские топлива с огромным дисконтом от импортного паритета.

OilNews: С учетом удорожания А-95 и ДТ в новом качестве, каким будет срок возврата инвестиций на завод?

Сергей Федоренко: Вложения в бензины мы отбили за первые три месяца. Для возврата инвестиций в гидроочистку ДТ (около 80 млн грн, – ON) думаю, нужно реализовать еще порядка 50 тыс. т. Это около полугода. Начав производить Евро-4 и Евро-5, мы только на акцизе за три месяца (гидроочистка была запущена в сентябре, – ON), пока существовала дифференцированная ставка акциза на ДТ, сэкономили 29 млн. грн. Наш пессимистический прогноз опирался как раз на то, что мы отобьем инвестиции только на акцизе.

OilNews: На какой объем переработки вы вышли в 2016 г.?

Сергей Федоренко: Переработка составила 515,4 тыс. т., по сравнению с 473 тыс. т по итогам позапрошлого года, на 10% нарастили.

OilNews: За счет чего такой рост?

Сергей Федоренко: За счет небольшого увеличения производства собственной нефти и газоконденсата, а также закупки сырья. Это нефть украинских производителей, небольшой объем импорта, а также стабильный газовый конденсат от переработки давальческих объемов ШФЛУ на ТЦСК Базилевщина (Селещинский ГПЗ, – ON) и Яблунивском ГПЗ.

OilNews: А какие цифры по производству продуктов?

Сергей Федоренко: Из-за изменения схемы производства товарные бензины уменьшились. Мы продаем бензиновые фракции – например, риформат. По дизелю у нас прирост порядка 7%. За счет того, что мы начали перерабатывать казахстанскую нефть, в которой достаточно высокий дизельный фактор. Мазут уменьшили. Из него начали делать вакуумный смазочный дистиллят, который берут на экспорт или в допереработку.

OilNews: «Укртатнафта» не забирает его?

Сергей Федоренко: Большей частью туда и идут поставки, но это не единственный покупатель. 

OilNews: Что вы скажите о привлечении сырья в 2017 г.?

Сергей Федоренко: Мы заключили годовые контракты на поставку 20 тыс. т МТБЕ. Ранее покупали его короткими тендерами. Так смогли оценить логистику и качество разных производителей.

По нефти – это постоянный процесс, потому что мы объявляли тендер, нам поступили предложения только на первую половину года.

OilNews: То есть, уже известен объем на полугодие?

Сергей Федоренко: Да. Всего мы планировали три вида сырья и компонентов для покупки общим объемом 120 тыс. т на 2017 г. Это порядка 70 тыс. т нефти, 30 тыс. т ШФЛУ и 20 тыс. т МТБЕ.

OilNews: С кем заключили контракты по нефти?

Сергей Федоренко: У нас идут поставки нефти «Жаикмунай». Но я не могу сказать, что мы с ними «заключились» на все 70 тыс. т. По этому производителю вопрос открыт. Он собирается уходить в трубопроводные поставки по проекту «Восток», поэтому колесных партий может не быть. Мы, конечно же, наблюдаем и очень плотно общаемся по поводу морской нефти – как иранской, так и азербайджанской.

OilNews: Кременчуг прорабатывает морские поставки. Вы рассчитываете на одесский канал?

Сергей Федоренко: Бесспорно. Но мы рассчитываем: а) на более адекватные цены; б) на повышение нашей эффективности. Для привлечения допсырья нам нужно понять, что мы встали в единую линейку со всеми обычными мировыми НПЗ, которые конкурируют за дешевое сырье. Или за недешевое. У Кременчугского НПЗ есть свои плюсы в виде 1 500 собственных АЗС, где они имеют максимальную маржинальность. У нас такой роскоши нет. Но они за то и в шесть раз больше собираются переработать: 3 млн т, а мы – 550 тыс. т.

Концептуально мы хотим покупать с моря – это Иран и Азербайджан. Как конденсат, так и нефть. Также мониторим колесные предложения с востока.

OilNews: Правильно ли, что эти 10 тыс. т в месяц – все, что вам нужно, и больше сырья вы не потянете? Или есть долгосрочная перспектива?

Сергей Федоренко: Наша задача довести все процессы – и первичные, и вторичные, с сохранением самого наивысшего качества, на данный момент Евро-5, до 600 тыс. т переработки. Это те проекты, которые были поставлены еще в прошлом году. В 2017 г. мы должны переработать 530-550 тыс. т сырья, а в 2018 г. – до 600 тыс. т. Это оптимальный объем переработки, без каких-либо достроек и новых инвестиций в производство.

OilNews: Какова судьба Львовской битумной установки? Можно ли привлечь сырье?

Сергей Федоренко: К нам уже обращались компании с сырьем (битуминозная нефть или же полупродукты переработки). Эти тяжелые остатки, в принципе, готовы. Мы смотрим на то, чтобы там еще использовать пластификаторы для улучшения его качества. Чтобы это был стандартный битум БНД 60/90. Если в прошлом году фокус всего downstream в компании был на Шебелинском заводе – доведение качества, привлечение первых адекватных объемом сырья, то в 2017 г. помимо Шебелинки, где начаты сложные технологические проекты, фокус будет сосредоточен на LPG и дополнительных продуктах, в том числе, битумах.

OilNews: Что было сделано в 2016 году в сегменте производства LPG?

Сергей Федоренко: В 2016 году мы продолжили и привлекли новые компании по давальческой переработке. Начали ее на Яблуновском заводе. Запустили проект хранения купленного у нас ресурса на Селещенском и Яблуновском ГПЗ. Улучшили качество на Тимофеевке. Уменьшили содержание метана и этана. Без этого лето мы нормально бы не прошли, и мы дальше контролируем эти показатели. Из проектов, которые у нас на повестке дня, – увеличение производства ШФЛУ с текущей сырьевой базы на Тимофеевской установке. Там во время весеннего ремонта планируется переоснащение газофракционирующей колоны.  

На ГЕС «Солоха», где компримируется газ и производится ШФЛУ для ТЦСК Базиливщина, будет улучшен отбор ШФЛУ, и мы сразу же увидим плюс и по LPG. Там должны увеличить отбор ШФЛУ на 10 тыс. т.

Мы рассчитываем в итоге выйти на 170-175 тыс. т СУГ в 2017 г. (+1,1% к 2016 г.; на протяжении последних лет производство СУГ на заводах «Укргаздобычи» перманентно падает – за период 2010-2016 гг. падение составило 28%, – ON). Это за счет так называемой внутренней оптимизации, собственной закупки сырья – планируем по 3 тыс. ШФЛУ в месяц закупать самостоятельно.

OilNews: На каком этапе Хрестыщенский ГПЗ?

Сергей Федоренко: На этапе предпроектных работ. Сейчас переделано ТЭО, проект привязан к текущим ДБН, вскоре будет тендер на базовый проект. После этого будет тендер на инжиниринг с выбором оборудования и на строительство.

OilNews: Учитывая все факторы, какие сроки запуска реальны?

Сергей Федоренко: Запуск в 2019 г. Если сегодня компания производит порядка 14-15 тыc. т LPG в месяц, то мощность этого завода планируется на уровне 9 тыс. т в месяц, то есть, это +60% к нынешнему производству. Как небольшая Шебелинка или громадная Селещина.

OilNews: Трудно ли было убедить рынок в реальном качестве продуктов? Кто среди покупателей сегодня?

Сергей Федоренко: Представители региональных сетей в Харьковской и Полтавской областях сами проверили качество этого бензина, и оно их более чем устраивает. Среди покупателей есть довольно неожиданные компании, но, в основном, это региональные сети: Ultra, «Надежда», «Автотранс», Marshal, SUN OIL, «БРСМ-Нафта». Сейчас боремся за Топ-5 ритейла, ведем с ними переговоры.

OilNews: Почему так тяжело достучаться до мейджоров?

Сергей Федоренко: Крупным брендовым сетям АЗС нужен прогнозированный партнер со стабильно высоким качеством. Наша программа минимум – стать крепким региональным игроком на рынке оптовых поставок, программа максимум – конкурировать на всей восточной территории Украины. Есть некоторые успехи: в определенный период 2016 г. вместо того чтобы импортировать дополнительные танкеры, «Приват» покупал топливо у нас.

Для нас главная задача – прочно выйти на Евро-5 в 2017 г. и эффективно доказывать и подтверждать это качество. Об этом должны знать не только профильные участники рынка, но и владельцы автомобилей, чтобы они хотели заправляться нашим топливом. 

Поэтому, начиная с января, ежеквартально будут публиковаться результаты независимых инспекций, постоянно подтверждающие качество. Мы также обновляем в этом году свою лабораторию, вкладывая порядка $1 млн. Ставим самое современное оборудование, которое только может быть для нефтехимической продукции. Мы верим ее результатам и, в то же время, хотим давать мнение третьей стороны – арбитров мирового класса: SGS, Saibolt, Inspectorat. Будем раз в квартал отбирать пробы и публиковать результаты.

Во второй части интервью мы поговорим о трейдинге «Укргаздобычи», специфике аукционов и большом розничном проекте.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти