Корпорация «ТЭС» – одна из наиболее заметных на крымском рынке нефтепродуктов. И не только из-за размеров сети АЗС, но и благодаря неизменно крепкой позиции вице-президента корпорации Сергея Бейма. Крымский политик и бизнесмен известен уверенностью в диалоге с властью автономии (независимо от ее политической принадлежности), борьбой с проявлениями нечестной конкуренции, а также острыми заявлениями в адрес «Привата»… Рабочий график предпринимателя крайне плотный, однако во время столичной командировки он нашел время для беседы с OilNews. В интервью С. Бейм рассказал о взаимоотношениях с крымской властью, проблеме контрабанды, транспортных проектах компании, а также о причине своего визита в Киев, который оказался не случайным…
Сергей Геннадьевич, крымские власти постоянно конфликтуют с нефтетрейдерами по поводу самых высоких цен в Украине. Вот и в августе владельцев сетей АЗС снова обвинили в сговоре, и на правительственном уровне было дано указание провести проверку розничных трейдеров… Задели ли ревизии вашу компанию?
У меня была личная встреча с Василием Георгиевичем (Джарты, глава правительства АРК. – OilNews), поэтому могу ответственно заявить: дело обстоит несколько иначе, нежели его подали СМИ. Действительно, «ценовики» (Инспекция по контролю за ценами. – OilNews) подали премьер-министру республики аналитику, которая говорит, что в Крыму самые высокие цены на топливо. Однако нужно понимать, что первое лицо республики не может быть специалистом по всем направлениям, в том числе в ценообразовании на рынке нефтепродуктов. Поэтому, когда я ему представил объективную картину с конкретными статьями расходов, все стало на свои места.
Чем же вы смогли убедить В. Джарты?
Ничего нового я не показал. Рынок нефтепродуктов Крыма имеет свои особенности, и присутствующие на нем компании сталкиваются с рядом проблем, которых нет в других регионах.
Например, если затраты на доставку нефтепродуктов с заводов по железной дороге в большинство регионов составляют в среднем в среднем 200 грн/т, то крымские операторы вследствие удаленности полуострова и, так сказать, «тупиковости» транспортных путей, вынуждены платить около 320 грн/т. Это уже плюс 8-9 копеек к каждому литру топлива по сравнению с ценами в других регионах.
Еще пример: во всей Украине железнодорожную транспортировку осуществляет «Укрзализныця», а в Крыму кроме нее работает частная компания, в собственности которой находятся подъездные пути многих ж/д узлов. Непонятно, какими расчетами она руководствуется, но за 800 м подачи каждой тонны нефтепродуктов она берет 14 грн. Вот вам еще плюс 1,5 коп. к каждому литру топлива.
И главное: в Крыму хорошая торговля нефтепродуктами продолжается только четыре месяца, с мая по август. Приемлемый уровень продаж также с марта по апрель и с сентября по октябрь. А вот с декабря по февраль «живут» только городские АЗС. На станциях в Симферополе, Севастополе и Ялте есть минимальная прибыль, остальные работают в убыток. Естественно, мы вынуждены летом накапливать прибыль, чтобы потом «раздать» ее в убыточные зимние месяцы.
Есть другой вариант: закрыть часть АЗС на зимний период. Но тогда станет вопрос обеспечения нефтепродуктами сельских скорых, школ, бытовых служб.
Прежние власти Крыма не особенно прислушивались к нефтетрейдерам, действуя, в первую очередь, в угоду электорату. Вы хотите сказать, что теперь ситуация изменилась?
Однозначно. Власть научилась слушать. Нам помогают, но в то же время хотят видеть, как бизнес способствует решению социальных проблем в регионе. Василий Георгиевич, может, и жесткий руководитель, но он всегда приветствует «белых» предпринимателей. Он отлично понимает, где есть проблемы и, главное, – как их решать.
Вы давно снискали титул главного крымского борца с нечестными проявлениями конкуренции на рынке нефтепродуктов. Ощутима ли сейчас проблема контрабанды?
Проблема не просто ощутима: поток контрабанды достиг рекордных размеров. Уже ни для кого не секрет (разве что для правоохранительных органов), что нелегальное топливо идет из России через Харьковскую и Донецкую области. Но в приграничных областях этот товар не реализуется – поставщики «контрабаса» знают, что там можно запросто найти проблемы на свою голову. Поэтому нефтепродукты транзитом идут в соседние области: Запорожскую, Николаевскую, в Крым…
По моим сведениям, через Донецкую область ежемесячно проходит ориентировочно 13-15 тыс. т топлива, через Харьковскую – от 7 до 10 тыс. т. Какая часть этого объема нефтепродуктов идет в Крым – мне пока сложно сказать, но в ближайшее время мы подсчитаем. Благо, это нетрудно сделать, ведь на полуостров ведут два перешейка. На этих двух точках мы поставим людей, которые будут регистрировать, сколько бензовозов зашло на территорию республики. Крупные фирмы возят топливо на брендированных машинах, а мелкие покупают уже на крымских нефтебазах. Остальные безымянные бензовозы – контрабанда.
А как обстоят дела с пресловутой подпольной переработкой, чтобы задушить которую было предпринято так много попыток?
В последнее время подпольщики остановились. Можно сказать, нелегалы (контрабандисты. – OilNews) вытеснили нелегалов.
АЗС, которые раньше питались местным подпольным продуктом, сейчас перешли на импортный. Они не показывают настоящие объемы продаж, скрывают прибыль и не платят налоги, чем наносят масштабный урон экономике региона.
Какие методы борьбы с такими проявлениями вы видите?
Что касается контрабанды, то в этом вопросе должны проявить себя правоохранительные органы, которые зачастую по непонятным причинам смотрят на нарушения законов сквозь пальцы.
А пресечь производство и торговлю «бодяги» можно следующими методами. Например, в России ни одно предприятие не может получить разрешения на переработку нефти, если оно не имеет доступа к трубопроводному транспорту для получения нефти. Кроме того, там не разрешена работа НПЗ, оборудованных одной лишь установкой первичной переработки. В Украине же, по моей информации, около 40 заводов получили официальные разрешения от МАСМА на выпуск непонятных полуфабрикатов – всяких компонентов моторных топлив, которые напрямую идут на заправки. При этом не уплачивается, например, акциз на топливо.
Говоря о реализации «бодяги», могу привести пример Франции. В этой стране, когда обнаруживают некачественную продукцию на АЗС, ее просто закрывают. И ни станция, ни ее хозяин больше никогда не имеют права торговать топливом.
Расскажите о транспортных проектах «ТЭС». Уже почти год как функционирует мазутная перевалка в Керчи. Какие итоги ее работы?
Сейчас мы успешно отгружаем на экспорт около 40 тыс. т мазута ежемесячно. В июле-августе 2010 г. перевалка была ненадолго остановлена – была проведена небольшая модернизация, устранен ряд «узких» мест. Теперь планируем, что зимой объемы перевалки будут увеличены до 70 тыс. т в месяц, а летом – до 140 тыс. т.
Ранее вы говорили о планах по перевалке светлых нефтепродуктов. Какие продвижения на этом направлении?
Действительно, одна емкость задействована под дизельное топливо (5000 куб. м. – OilNews). В начале сентября мы осуществили первую, пробную поставку дизельного топлива из Туркменистана – танкер с 2,2 тыс. т ДТ 10 ppm. Топливо закупали исключительно под собственную розницу.
Транспортное плечо в вашем случае получилось очень большим. Насколько выгодной была эта поставка?
Главное – правильный подход к делу. Если рынок растет – нужно покупать топливо оперативно, по действующей на данный момент цене. Если видишь, что рынок падает, можно предусмотреть, чтобы цена топлива была определена при заходе в порт. Есть специальные банковские механизмы, позволяющие работать таким образом. Например, наша компания благодаря описанной схеме сумела выиграть около 5% на поставке туркменских нефтепродуктов.
Какие объемы светлых «ТЭС» планирует переваливать в Керчи в будущем?
Мы предполагаем, что полноценная перевалка заработает через полтора года. Речь идет о мощности в 60 тыс. т в месяц В результате мы сможем снизить расходы на транспортировку, убрать ту наценку в 10-12 коп./л, которая обусловлена высокой стоимостью железнодорожной перевозки. Думаю, также удастся стабилизировать ситуацию с поставками нефтепродуктов, которая наблюдается на юге Украины в летний период.
По-вашему, почему данные проблемы не решает комплекс по перевалке нефтепродуктов в Феодосии?
Потому что она рассчитана на прием танкеров в 25-30 тыс. т. Такие танкера уже почти никто не возит – мало компаний, способных их освоить. А мелких операторов, которые готовы привезти «под себя» 3-5 тыс. т, достаточно. Поэтому мы планируем поставить еще 12 пятитысячных бочек, которые позволят принимать нефтепродукты сразу у нескольких клиентов, не смешивая топливо. На каждый вид нефтепродуктов будет своя отдельная труба: мазут, дизтопливо, бензин. Будут другие нефтепродукты – будут еще трубы.
А в Феодосии одна труба на все. По ней принимается и нефть, и дизтопливо. А в ней только остатка около тысячи тонн. Можете представить, что будет с небольшой партией нефтепродуктов, если закачать ее в такую трубу.
Последнее время ваша розничная сеть активно развивается за пределами Крыма. Какие регионы в вашем фокусе сегодня?
Уже давно мы открыли одну заправку в Новомосковске (Днепропетровская обл.– OilNews). Это был наш ответ Коломойскому, который пытался расти и душить нас в Крыму (смеется). Однако конкурировать с «Приватом» пока сложно, тем более что до недавнего времени ФПГ пользовалась лояльностью властей.
Недавно мы приобрели три АЗС в Николаевской области. Заправки куплены у местного предпринимателя в очень плохом состоянии. Придется их сносить и строить новые. В самом Николаеве также приобретена нефтебаза.
Кроме того, «ТЭС» будет развиваться в столичном регионе. Мы уже создали совместное предприятие под названием «ТЭС-Авто Столица», партнером выступила компания «Нафта-сервис» (в рознице работает под брендом OST. –OilNews). В него вошли несколько комплексов наших партнеров, а также участки в Киеве и Киевской области. Мы уже начали их переоборудование. Заправки будут работать в рамках нашего джобберского соглашения с ТНК-ВР. Также «ТЭС-Авто Столица» принадлежит нефтебаза в Черниговской области.
Думаю, что в ближайшие два года мы будем иметь в столичном регионе не менее 10 АЗС.
Всего, планируем, что к концу 2011 г. сеть «ТЭС» будет насчитывать 90 объектов, из них в Крыму – 75.
Какие успехи в развитии сети АГЗП?
На сегодня в Крыму уже стоят 14 модулей, еще десять устанавливаются. Я считаю, что это очень перспективное направление. Конечно, будет расти спрос на сжиженный газ среди автомобилистов, потому что он дешевле бензина на 55-60%.
Но в нашем случае основное направление газового развития – переоборудование котельных. Например, сейчас мы рассматриваем возможность за свои деньги переоборудовать старые объекты в учебных заведениях, на фермах. Строительно-монтажные мощности – в наличии. Есть наброски по строительству котельных на сжиженном газе в негазицицированных селах. Я вообще сомневаюсь, что туда когда-нибудь проложат газовую трубу…
Но для развития газового направления такого масштаба нужна приличная инфраструктура: хранилища, транспорт…
Мы работаем над этим. Уже построена ГНС на нефтебазе в Бахчисарае объемом 1000 «кубов». На станции опробованы современные технологии учета и отпуска жидкой и газообразной фракции пропан-бутана.
Также есть два сорококубовых газовоза, еще два докупаем – на 20 и 40 «кубов». Планируем, что в скором времени достигнем объема реализации ресурса с этого хранилища до 1000-1200 т в месяц.
Реализация еще одного крупного проекта в рамках программы сжиженного газа начнется с октября. К сожалению, пока окончательно не оформлены документы, не могу рассказать больше. Но проект действительно крупный и интересный.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти