В начало

Проблемы выбора: настало время не покупать электромобиль


Игорь Мягченков, технический редактор enkorr

Вот и настало идеальное время для того, чтобы не покупать новый электромобиль. И новый дизельный автомобиль. И новый бензиновый. Ибо мировой автопром остановился на перепутье у заветного камня с надписью «Направо пойдешь…, налево пойдешь…», а в такой ситуации покупка любого транспортного средства может оказаться ошибкой.

Бензиновый, дизельный, гибридный и электрический приводы изобилуют подводными камнями.

Дизель вовсю демонизируется. Во многих европейских городах он уже предан местными властями анафеме — дизельным авто запрещено/будет запрещено въезжать в мегаполисы или их обложат особой «дизельной данью» за возможность заехать в гипермаркет, кафе, на автосервис или к приятелям.

С точки зрения экологии бензиновые авто вроде как почище. Но кто даст гарантию, что на фоне всемирной экологической истерии, олицетворяемой Гретой Туберг, бензиновые авто не станут объектом для «охоты на ведьм» так же, как их дизельные собратья? Кстати, не так давно власти и активисты всячески поддерживали экономичные дизельные легковушки…

Последствия демонизации дизеля и возможность демонизации бензинового мотора уже ощущаются мировым автопромом. По итогам 2019 г. глобальные продажи новых «нефтяных» автомобилей (в зарубежной прессе их называют «ископаемыми»), снизились на 4,7% по сравнению с 2018 г. В Китае падение составило 8,4%, в США — 1,1%. А вот в Европе (EU+EFTA) продажи «ископаемых» авто выросли … на 0,059%. Причем этот «рост» был обусловлен увеличением продаж в IV квартале в преддверии ужесточения нормативов выбросов CO2.

Что там у нас еще на повестке дня? Гибридные авто.

С технологической точки зрения это тупиковая ветвь эволюции, призванная продлить конвульсии двигателей внутреннего сгорания и период высокой рентабельности нефтегазовых компаний. Единственное достоинство гибридов заключается в том, что экологи пока не вопиют об их недостатках.

Остается электромобиль (EV). Зеленый, чистый и пушистый. Беглый обзор заголовков отраслевых изданий показывает: без электромобиля нам никак! Но покупать его лучше лет через пять, потому что сегодня во всем мире разрабатываются новые батареи и вспомогательная электроника, которые: а) удешевят АКБ; б) ускорят процесс ее зарядки; в) увеличат пробег EV на одной зарядке; г) продлят ресурс батарей.

Проще говоря, если сегодня я куплю самую новейшую «электричку», через два года она устареет, и я стану завидовать владельцам еще более новых электромобилей. Хоть новый хэштег придумывай, #куписебезависть!

Бог с ней, с завистью. До сих пор не решена проблема быстрой зарядки электромобилей. Нет, нам, конечно рассказывают о сверхбыстрых зарядных станциях, которые восстанавливают энергетические запасы батарей «всего» за 30 минут. Но это оптимизм от лукавого — таких зарядных станций мало даже в Европе (и некоторые из них заточены под электромобили Tesla). К тому же пресловутые полчаса уходят на то, чтобы зарядить батарею до 80% емкости (причем не с нуля!). Ладно, в городе можно найти розетку, даже когда запас хода упал ниже 10 км. А за городом?

Впрочем, несмотря на все вышесказанное, в 2019 г. в Украине было зарегистрировано 7,7 тыс. электромобилей. А это означает, что отечественный рынок EV вырос в минувшем году на 40%. При этом доля бэушных электромобилей составляет около 90%.

Нюанс. Очень немногие понимают, что расширение сети сверхбыстрых зарядных станций (читай, сверхмощных потребителей энергии) потребует модернизации системы электроснабжения. В Великобритании уже заявили о том, что без инвестиций в модернизацию электрораспределительной сети ускоренная электромобилизация приведет королевство к блэкауту. Представляете себе наши реалии?!

Теперь шутки абзац. «Зеленые» активисты уже взяли на прицел электромобили. Ибо литий склонен к образованию солей с ярко выраженными психотропными свойствами, а проблема утилизации EV-батарей не решена нигде и никак. Возможно, именно по этой причине директор центра исследований европейского офиса компании Mazda заявил, что аккумуляторы наносят вред окружающей среде не меньше топливных авто и о том, что японский автопроизводитель сознательно ограничивает запас хода в своих EV.

Самое время сделать парадоксальный вывод: в сложившейся ситуации оптимальное решение лежит на диване. Имеешь не очень старое авто — катайся и радуйся! У тебя нет авто — лежи и радуйся! Лет через пять, когда мировой автопром ляжет на правильный курс, а розетки для EV появятся на каждом фонарном столбе, купишь себе «электричку». Сейчас же можно обойтись подержанной иномаркой с относительно «зеленым» двигателем, который завтра не обложат новыми экологическими контрибуциями. А можно, как делают многие украинцы для езды по городу, купить подержанный EV.

Как заявил колумнист Financial Times Роберт Шримсли: «Ни один здравомыслящий человек сегодня не купит новое авто! Я мог бы выбрать машину с новым бензиновым двигателем, но не факт, что его скоро не обложат “зеленым” оброком, как это уже происходит с дизельным авто. Я мог бы одним из первых купить электромобиль, но … года через три мне придется таращиться на более продвинутые модели, управлять которыми буду не я. Это хуже, чем получить новый iPhone, когда ты точно знаешь, что ровно через 10 месяцев он станет лучше».

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти